А будет свет?
Если бы существовали пельмени «Махачкалинские», на упаковке способ их приготовления писали бы так: «Взять чистую кастрюлю (если есть), налить в нее воду (если дали), зажечь или включить плиту (если не отключили газ или электричество)…».
Зима, к которой Махачкала «подготовилась», пока еще не началась, но город и его жители уже при свечах, застряли в лифтах или на городских магистралях, по пояс в канализации. Из-под земли вода хлещет, но в домах ее нет. Тем временем выяснить причины коллапса и время его окончания не представляется возможным – диспетчерские и аварийные службы совершенно недоступны, о чем «Дагправда» писала не единожды. Однако на недопустимость подобной ситуации и ее исправление городские власти так и не обратили внимания.
Но даже если бы и отреагировали, то, как уже привыкли, в соцсетях. Чиновники просто переехали в фейсбуки-инстаграмы-телеграмы. Там разглагольствуют по поводу и без, создавая видимость кипучей деятельности, театрально играя на камеру, как-то даже по-человечески негодуя об отключениях света, отсутствии воды или отопления. До конца так и непонятно, для кого играют – для начальства или простых людей. Скорее, для начальства, потому как очевидно, что проблемы с ЖКХ, увеличивающиеся в городе год от года, по факту чиновнику до лампочки.
Заметьте, как-то свыклись мы с нормальностью классификации на «чиновников» и «людей». Время от времени, стараясь показаться человеком, чиновник пытается разобраться в проблемах народа, реагируя на давно нерешаемые вопросы. Чтобы доказать, что они так и остаются нерешенными, далеко ходить не надо. Шагнем лет на пять назад, когда один из советников тогдашнего главы Дагестана решил выяснить, действительно ли диспетчерские службы работают из рук вон плохо. Сам факт того, что в подобное ему мало верилось, уже доказывает – обращаться в «аварийки» раньше не приходилось, иначе не сомневался бы.
Дозвониться на большинство номеров чиновник так и не смог, после чего заверил наших коллег-телевизионщиков, что вся работа «горячих линий» будет постоянно отслеживаться и все это направлено на повышение качества их работы, поскольку они – чиновники – должны вернуть доверие народа к власти… Знакомые словосочетания, не правда ли? Прошло больше пяти лет, которым предшествовала еще одна пятилетка, направленная на повышение качества работы различных служб и возврата доверия народа к власти… Видимо, чрезвычайно сложная эта задача, раз до сих пор над ней в Махачкале потеют.
Каждый новый градоначальник ссылается на неподъемный багаж проблем, накопленный предыдущим мэром, божится их решить, используя весь свой потенциал. Проходит время, приходит новый руководитель города, рапортующий об отяжелевшем багаже. И так далее. И свои проблемы с коммуналкой Махачкала уже привыкла списывать на ветхие сети, непогоду или плохой урожай тростникового сахара в Новой Гвинее. Не спешите обвинять меня в неуместном сарказме. Соль в том, что подобные несуразности неуместны не только в статье, но и в оправданиях сложившейся ситуации. Но если вы действительно считаете, что сарказм неуместен, то тут одно из двух: либо вы тот самый «ответственный» чиновник, либо тот редкий счастливчик, в чьем районе города свет отключают нечасто.
Бедлам с электрическими трансформаторами в городе связан то ли с отсутствием у них хозяина, то ли с незаконностью установки, то ли с их несоответствием техническим параметрам, то ли со всем вместе взятым. Не так давно проблему освещал мой коллега Руслан Луговой, в материале которого сотрудники энергетических ведомств проинформировали об отсутствии какой-либо возможности ремонта или замены такого «левого» оборудования, поскольку нет правовой формы работы с нелегальными трансформаторами.
Возникает вопрос: если они такие нелегальные и несоответствующие техническим параметрам, то есть опасные в использовании, с какой стати их все еще используют? И почему бы не отказаться от искрящихся и возгорающихся ящиков, установив качественное оборудование? Ведь хватает финансов на многомиллиардные учения электриков, устанавливающих счетчики в домах махачкалинцев, которые треть жизни проводят при свете свечи – вовсе не из принципов экономии, как мы понимаем.
Отдельного внимания заслуживает отговорка с растущими площадями под индивидуальное и многоквартирное жилье. Якобы и без того дышащие на ладан сети энергосистемы Махачкалы не справляются с растущими нагрузками. А кто позволяет увеличивать нагрузки на изжившую себя систему? Вокруг спокойно живших себе «хрущевок» в городе возводятся сотни многоэтажек, подключающихся к старым сетям, и вот уже весь микрорайон дружно коротает время, безуспешно набирая телефоны экстренных служб, сидя в кромешной тьме без воды и надежды на светлое завтра.
Диспетчер аварийной службы электросетей, отвечающей за внутридомовые отключения, в отличие от коллег из других служб, занят бывает реже, поэтому информацию выдает, хотя и подчеркивает, что не обязан – не их профиль. Ближе к пяти часам вечера воскресенья информирует, что из средневековья нас вернут уже через два часа. 23:50, и… очередная свеча сжигает надежды.
В такой ситуации пролить свет на отключение света пытается на следующий день новостной портал махачкалинской администрации, правда, каждый раз выходит как-то неуклюже и совсем недостоверно, когда информированность сотрудников оставляет желать, так сказать…
Унылые и раздраженные жильцы, следуя рекомендациям махачкалинского портала, в тусклой надежде набирают Единую дежурно-диспетчерскую службу, те же горэлектросети… Занят абонент. Ни разу за многочасовое отсутствие электричества в эти «выходные» ни один из абонентов шести ведомств так и не освободился.
О том, как и чем они заняты, рассказал бывший сотрудник одной из аварийных бригад. «Пошли отключения, никто тебе там (на том конце провода, то есть. – Авт.) не ответит. Они просто трубку откладывают – и всё. Их, конечно, тоже можно понять: телефоны «горят» от звонков, люди в бешенстве, а у оператора нервы не железные», – просветил знакомый.
Совершеннейшая бессмыслица в каких-либо надеждах быть услышанными городскими властями. Подтверждают это и письменные обращения жителей на сайт города, остающиеся без ответа. Если верить приводимой там же статистике, большую часть заявлений составляют как раз жалобы на услуги ЖКХ. Не так давно заглянул на страничку: из 223 находящихся на исполнении соответствующего управления горадминистрации 220 просрочено. Та же картина по другим вопросам.
А у наших коллег, советующих для «оперативного реагирования» обращаться в Единую дежурно-диспетчерскую службу города, якобы «оперативно реагирующую круглосуточно», хочется спросить: ребята, вы сами-то пробовали туда дозвониться? Попытайтесь, вам понравится.
Да, еще кое-что: срок годности не только у оборудования истек, но и обещаний чиновничьих. А если принимать во внимание нацеленность нового руководителя республики на важность качественной взаимосвязи с народом, то стоит предположить, что команде Сергея Меликова предстоит внушительный фронт работы. Если до обычного диспетчера не дозвониться, когда он нужен, что уж говорить о мало-мальски значимом чиновнике? Недосягаемы они всё еще, недосягаемы.