X
08:19 13.09.2024

А у нас в машине газ, но…

Автомобилисты, у которых, как говорится, «руки чешутся», всегда были и есть. Желание сделать автомобиль экономичнее ведет их в расплодившиеся мастерские, где разношерстные самодеятельные специалисты устанавливают газобаллонное оборудование (ГБО). Некогда была даже идея введения льгот для газовых автомобилей, и это еще больше раззадоривало автолюбителей установить на свой автомобиль «газ».

В России по дорогам ездит изрядное количество автомобилей с двигателем, оборудованным для работы на газовом топливе.

Что лучше: газ или бензин – извечно больной вопрос автомобилистов. На одной чаше весов стоит уменьшение расходов на топливо и меньший расход масла. На другой – есть риск повреждения двигателя, поскольку существует мнение, что установка газобаллонной аппаратуры чревата тем, что газ – имеется в виду пропан и бутан – наносит вред клапанной системе двигателя и деталям блока цилиндров, выпускному коллектору.

Единственное преимущество установки ГБО в том, что износ цилиндро-поршневой группы в этом случае снижается, поскольку с зеркала цилиндров не смывается масляная пленка как в случае с бензином. Кроме того, газ сгорает полностью, не детонирует, поэтому мотор работает тише и мягче. На внутренних частях образуется меньше золы, сажи и других отложений. Масло для двигателя будет портиться не так быстро, поэтому менять его придется реже.

На этом аргументы в пользу перехода на газовое топливо заканчиваются. Стоит отметить, что современное оборудование на газе позволяет работать двигателю без потери мощности. В случае возникновения утечки газа специальный клапан отсекает поток горючего, чтобы не спровоцировать взрыв/пожар.

Что лучше: газ или бензин – извечно больной вопрос автомобилистов. На одной чаше весов стоит уменьшение расходов на топливо и меньший расход масла. На другой – есть риск повреждения двигателя

Но существует масса других мнений относительно полезности или недопустимости использования газа в бензиновом двигателе. По мнению некоторых специалистов (не знаю, заключать ли это слово в кавычки), сгорание газа приводит к неминуемому разрушению частей бензинового(!) двигателя, который спроектировали, испытали и произвели для работы на бензине. Дело в том, что газ имеет октановое число выше 100 единиц, но и горит он дольше, чем бензин. Это значит, что газовое топливо догорает на фазе выпуска отработанных газов, нагревает клапаны и клапанную крышку, которая часто бывает пластиковой и может просто расплавиться. Соответственно, для полного сгорания газового топлива желательны более высокая степень сжатия и чуть более раннее зажигание. Если сказать проще, то газ чуть лучше бензина относится к поршневой группе мотора и чуть агрессивнее к выпускным клапанам. Проблем с клапанами не будет, только если ваш двигатель рассчитан на высокооктановый бензин А-98.

Далее. Падение мощности двигателя после перехода на газ в случае использования ГБО устаревшего, уже 4-го поколения, составит около 10 %. Если у вас автомобиль с 500-сильным двигателем, то, возможно, вы и не заметите, на каком топливе он работает. Но владельцам таких автомобилей вряд ли придет в голову устанавливать газобаллонное оборудование ради экономии на заправке. А вот у заурядной машины с мотором в 100 лошадиных сил потеря в тяге будет ощутимой.

Какие еще минусы? Установщики вмешаются в электрические цепи вашего автомобиля, в цепи сигнализации, в систему топливоснабжения вашей «ласточки»! Баллон, редуктор, датчики, клапаны, детали надо внедрять в штатную топливную систему, а это значит, что нужны дополнительные врезки, соединения. Установка газа может вывести из строя бензонасос. И всё равно – механический он у вас или электрический. На заправочной станции вы никогда не узнаете, сколько вам не долили газа и какого он был качества. Баллон с газом от 30 до 70 литров занимает большое количество места в багажнике, или иначе надо пожертвовать запасным колесом в нише. Газовые баллоны ржавеют, поэтому требуют периодической замены. Редуктор, форсунки и другие элементы ГБО также требуют регулярного обслуживания – иначе возможна утечка газа. А воздушный фильтр загрязняется быстрее, чем при езде на бензине, потому что газ при сгорании выделяет в 1,5 – 2 раза меньше продуктов сгорания, чем бензин.

Газовое топливо пахнет. Но сам по себе природный и нефтяной газ запаха не имеет, поэтому при риске утечки газа, что крайне опасно, в их состав добавляются так называемые одоранты, обладающие резким запахом. Если газобаллонное оборудование (ГБО) установлено неумелыми мастерами либо давно не обслуживалось и вы почувствовали характерный запах, нужно срочно обращаться в сервис. То есть ГБО нуждается в квалифицированном обслуживании. Оно требует установки специальных свечей зажигания либо более частой смены существующих. Вспышка газа в коллекторе (хлопок) может серьёзно повредить его. Часть денег, сэкономленных на бензине, будет разумно сразу откладывать на ремонт мотора.

Свое мнение о том, на каком топливе ездить, я составил после более чем 20-летней езды на автомобилях с двигателем, работающем на газе.

Подведем итоги. Так ставить ли ГБО? Ответ на этот вопрос чисто субъективный и, как видно, зависит от множества факторов.

Статьи из «Колесо»

Лёгкие диски – экономия топлива

6
Есть люди, которые «балуют» свою машину разными плюшками – покупают насадки на глушители, устанавливают дополнительную...

Штрафы растут как грибы

28
В Госдуме обсуждается законопроект, которым ужесточаются меры наказания за различного рода...

Флаг тебе в номер

42
Мы все привыкли к тому, что автомобильные номера, выданные в нашей стране, имеют чёрные цифры...

ДОСААФ поможет участникам СВО

16
Автомобиль с ручным управлением «LADA GRANTA» будет предоставлен для обучения вождению...

«Квартира» для летних шин

11
Наступает время, когда многие автомобилисты «переобуваются». Но все ли знают, что шины,...

Скрытые функции автомобиля

121
Полезные функции, которыми часто оснащаются современные автомобили, иногда остаются незамеченными неопытными автомобилистами. Вот 10 скрытых возможностей,...

«Капитану» море не нужно

15
Сколько в Китае автозаводов? Думаю, не каждый автоэксперт сможет однозначно ответить на этот...

Камеры: ловят, не ловят…

21
Каждый водитель в силу различных обстоятельств иногда сам становится пассажиром. И невольно...

Штрафы возрастут

11
Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект, который может значительно...