Ахтынские мосты
В Ахтах, на какую высоту ни заберись, видны величественные горные вершины Шал6уздага, Базардюзю и множество мостов – больших, маленьких и еле заметных, но одинаково важных для местных жителей.
Окутанная густым туманом гора вечных снегов, Шалбуздаг приковывает к себе взгляды, солнечные лучи обнажают снежную папаху, ослепляют. Для сельчан обычная глазу картина, для приезжих – «вау». Каждый год сюда съезжаются тысячи паломников. По рассказам, здесь нашли пристанище святые Шалбуз и шейх ал-Бурзи из потомков пророка Мухаммеда (мир ему и благословение).
Немного истории: в 1839 году после подавления русскими войсками Кубинского восстания отряды генерала Евгения Головина отправились в поход в Самурскую долину, фактически устанавливая российскую власть по пути продвижения войск. Результатом Самурского похода Головина стало покорение Алтыпаринского, Докузпаринского и Ахтыпаринского вольных обществ, а также Рутульского магала. Для укрепления занятых позиций был основан Самурский округ с центром в Ахтах. Здесь же была заложена крепость, являвшаяся опорной базой русской администрации в Самурской долине и резиденцией главы Самурского округа.
Ахты называют главным селением Юждага, культурно-историческим центром Самурской долины, летней резиденцией Кавказской Албании, городом в горах, родиной Шарвили и алимов. Среди главных достопримечательностей – Ахтынская крепость (ХIX век), Джума-мечеть (XVIII век), горячие сероводородные термальные источники, Хрюгский лесной комплекс, Зрыхский водопад, Миджахский тысячелетний дуб, краеведческий музей, который в своё время был признан самым лучшим сельским музеем СССР, и, конечно же, среди ценностей района – мосты. Можно сказать, это визитные карточки Ахты, они соединяют между собой части села, бывает, что совсем старые рушатся из-за паводков. В прошлом году рухнувший в самый разгар сенокоса мост доставил много неудобств. Жители села Джаба вместе с работниками коммунальных служб восстановили его.
Всего в Ахтах 11 мостов, не считая множества мелких через овраги и канавы. Два из них представляют историческую и культурную ценность, они связывают прошлое, настоящее и будущее. К ним всегда водят приезжих. Повели и меня.
Знаменитый двухарочный железобетонный мост, построен бельгийским и итальянским инженерами Джиорсом и Дебернарди в 1915 году. Он соединяет Кузайскую и Гунейскую стороны Ахты. Строили его на народные средства по итальянскому проекту. На строительство потратили 10200 рублей штрафных и 9500 рублей общественных денег. Недавно этот мост отметил свой столетний юбилей. Говорят, что в мире всего два таких моста, построенных ими: один – в Ахтах, другой – где-то в Европе.
Второй мост «Уста Идрисан Муьгъ» построен местным инженером Идрисом Юнусовым в 1936 году. Он расположен немного выше арочного моста и проходит над рекой Ахты-чай. Говорят, что устар Идрис построил его из-за обиды на местных властей, пригласивших на строительство моста через Ахты-чай иностранцев. И своей работой доказал, что иностранные мастера ничем не лучше местных. А туристы на этом мосту загадывают желание, и кто-то в социальных сетях даже писал: «Сбылось! Желание сбылось!».