Античеловеческий фактор
К сожалению, количество ДТП со смертельным исходом не сокращается. За последнюю декаду произошло несколько тяжелых аварий.
В микрорайоне Кривая Балка (окраина Махачкалы) 20 января 25-летний местный житель за рулем ВА3 10-й модели съехал с дороги и врезался в стоящий грузовик. От полученных травм молодой человек скончался на месте.
В тот же день на федеральной автодороге «Кавказ» в пригороде Махачкалы 56-летний житель Новолакского района за рулем ВАЗ 14-й модели выехал на полосу встречного движения и столкнулся с грузовым автомобилем. От полученных травм он погиб на месте.
На федеральной дороге «Кавказ» 21 января «Газель» столкнулась с «Ладой Приорой», а затем «Газель» опрокинулась и сбила 68-летнюю жительницу Дербентского района, которая стояла на обочине дороги. Женщина от полученных травм скончалась на месте. Пассажир «Приоры», 44-летний житель Дербентского района, скончался в машине скорой помощи по дороге в больницу.
Вечером того же дня в Буйнакске на улице Джанакаева пожарный автомобиль «УРАЛ» столкнулся с «Ладой Грантой». Пассажир легковой машины, 18-летняя местная жительница, погибла.
Еще два человека погибли в результате столкновения ВАЗ 10-й модели и «Лады Ларгус» в Дербентском районе. Авария произошла около 20:30 на автодороге Уркарах – Мамедкала. Причина аварии – выезд «десятки» на полосу встречного движения.
Водители обоих автомобилей, 61-летний житель Дагестанских Огней и 49-летний житель Кайтагского района, погибли. Пассажир «Ларгуса», 23-летний житель Махачкалы, госпитализирован.
Всего же за последнюю неделю с 22 по 28 января зарегистрировано 26 ДТП, в которых погибло 6 человек.
Если бы водители соблюдали элементарные правила дорожного движения, трагедии удалось бы избежать. Но некоторые считают, что они могут безнаказанно летать по трассе, выезжая на встречную полосу
Анализ этих аварий показывает, что никаких объективных причин для их совершения не было. Если бы водители соблюдали элементарные правила дорожного движения, трагедии удалось бы избежать. Но некоторые, садясь за руль, считают, что они особенные и могут безнаказанно летать по трассе, выезжая на встречную полосу. В основном это молодые люди с небольшим стажем вождения.
Здесь встает вопрос обучения водителей. Выдача водительских прав превратилась в бизнес. Если раньше получить права можно было только в ДОСААФ, то теперь появилось много частных автошкол, и процесс обучения в них был бесконтрольным. За последние годы правила ужесточились. Многие такие частные лавочки были закрыты. Тем не менее проблема подготовки водителей остается. Это признал и министр внутренних дел Абдурашид Магомедов. «Истоки проблемы начинаются с момента обучения в автошколах, а также недобросовестного отношения при приеме экзаменов у лиц, стремящихся получить водительские удостоверения. В результате на дороги выезжают люди, от которых можно ожидать правонарушений, влекущих серьезные последствия, в том числе связанные с гибелью граждан», – сказал он на одном из совещаний, посвященных проблемам безопасности дорожного движения.
В МВД признали и свою вину в сложившейся ситуации. В частности, была признана неудовлетворительной работа межрайонных регистрационно-экзаменационных отделов ГИБДД. Последовали и организационные выводы. Куратор МРЭО некоторое время назад был сменен.
Человеческий фактор – основная, но не единственная причина высокой аварийности. Большую озабоченность вызывает техническое состояние автотранспорта, выезжающего на дороги республики. Большая часть из транспортных средств эксплуатируется более 10 лет, что является критическим возрастом для автомобиля.
Но самое тревожное – это повышенный срок эксплуатации у большого количества пассажирского автотранспорта. По мнению сотрудника Дагестанского филиала Московского автодорожного института Магомеда Гаджиева, сегодня наша республика – лидер по числу автохлама: «У каждого транспортного средства есть свой срок использования, особенно тщательно этот момент должны учитывать в отношении транспортных средств, предназначенных для пассажирских перевозок. Очень популярные среди дагестанских маршруточников «Газели» в других городах России используются в качестве общественного транспорта в среднем пять-шесть лет. После этого их списывают и продают за небольшую сумму. Вот их чаще всего и покупают дагестанцы. Тут подлатают, там починят, главное, чтобы машина была на ходу, по такому принципу они работают. О том, что это практически бомба на колесах, что она в любой момент может выйти из строя и стать причиной многих человеческих жертв, они не думают. Такая же история и с дагестанскими междугородними автобусами».
Говоря о проблеме безопасности дорожного движения, нельзя обойти стороной состояние автодорог и всей дорожной инфраструктуры. Сегодня она не до конца отвечает современному уровню безопасности и возросшей интенсивности автомобильного движения. Большинство автотрасс, проходящих по территории республики, относятся к низкой третьей или четвертой категории с общим количеством полос не более двух. Наиболее аварийно опасной является ситуация на федеральной трассе «Кавказ», проходящей по территории Карабудахкентского района, особенно на участке после Манаса в сторону Дербента. Существующих двух полос явно недостаточно, поэтому здесь часто возникает ситуация выезда на встречную полосу.
Планы реконструкции данного участка существуют давно. Проект предусматривает расширение полотна до 4 полос и оснащение отбойниками для предотвращения выезда на «встречку». Но реализовать эти планы не удается, как говорят в республиканском филиале Управления дорог Северного Кавказа, из-за слабого финансирования проекта.
Одним словом, ситуация требует активизации работы со стороны всех ведомств, ответственных за безопасность дорожного движения. От этого зависит самое ценное, что есть на этом свете, – жизни людей.