Автобусная обстановка
Тема внутригородских пассажироперевозок в Махачкале все еще остается в числе самых обсуждаемых. Что неудивительно: цена за проезд в маршрутных такси выросла практически на треть, что вызвало возмущение не только пассажиров, но и водителей некоторых компаний-перевозчиков. А вот здесь уже удивлению самое место: впервые в истории разносольных взаимоотношений между транспортниками и пользователями их услуг воцарилось взаимопонимание. Надолго ли, и на чем оно основано?
С чего все началось…
Хронология событий включает в себя и повышение цен на проезд в троллейбусах и городских автобусах (на 35 и 50 процентов соответственно). Уже в первые дни создавшегося на этой почве возмущения, чуть было не вылившегося в кулачные бои, столичная администрация выступила с обращением о несогласии с заявленной перевозчиками тарифной политикой. Чиновники мэрии обратились в правоохранительные органы республики, в УФАС по РД на предмет обоснованности представленных расчетов.
По ситуации на 13 февраля в антимонопольное ведомство поступили объяснительные от большинства компаний-перевозчиков, настаивающих на указанной ранее цене – 23 рубля за проезд по городу в маршрутных микроавтобусах. Насколько тверда почва под доводами транспортников, органам правопорядка и фискальным надзорным ведомствам еще предстоит разобраться.
Как пояснил нашему изданию начальник отдела организации транспортного обслуживания населения администрации Махачкалы Арсен Магомедов, сегодня от перевозчиков требуют работать в соответствии с законодательством, периодически обновляя свой парк, заботясь о безопасности пассажиров, при этом не завышая маржу. «В принципе рентабельность в тарифе 23 рубля заложена нормативная – 9,8%. Рентабельность в пределах 10% в транспортном сегменте считается нормальной, – подчеркивает собеседник «ДП». – Плюс присутствует инвестиционная составляющая – на обновление парка машин».
… и во что вылилось
Уже на заре обозначившейся новой тарифной политики ее обсуждение в соцсетях вылилось в бурные дискуссии. Правомерность расчетов подверглась феноменальной критике, что неудивительно в свете того, что доходы у пассажиров не выросли, а возросшая цена на проезд довольно ощутимо скажется на финансовых интересах пользователей транспортными услугами. Особенно когда речь идет о передвижении семьи в маршрутных такси с пересадками по многу раз в день.
Начало этой недели обозначилось протестными акциями водителей маршруток, не согласных с повышением стоимости проезда. Появилась информация о срыве с проезжающих микроавтобусов объявлений, информирующих о якобы установившейся цене за проезд. Последнее не может не вызывать сомнений, поскольку соответствующего документального подтверждения админист-
рации Махачкалы все еще нет, то есть перевозчики действуют по своему усмотрению. Причем, как оказалось, не всегда законно.
Уже во вторник в Махачкале прошел очередной рейд по пресечению незаконных пассажироперевозок. Проверке подверглись внутригородские маршрутные такси, курсирующие по официально несуществующему маршруту «4С».
В администрации города подчеркивают, что данный маршрут в реестре муниципальных маршрутов не зарегистрирован. Также не зарегистрирован перевозчик, выдавший путевой лист водителям, осуществляющим перевозку пассажиров без соответствующих правоустанавливающих документов в нарушение федерального законодательства.
По словам главного государственного инспектора Ространснадзора по РД Раджаба Магомедова, по результатам рейдовых мероприятий будут составлены административные протоколы на водителей за осуществление незаконной деятельности по перевозке пассажиров без лицензии, а материалы направлены в суд.
Тем временем представители администрации Махачкалы обратились к компаниям-перевозчикам с требованием не срывать пассажирские перевозки в городе.
В мэрии сообщили, что представители управления промышленности, транспорта и дорожного хозяйства столичной администрации выезжают на места и проводят беседы с водителями. Многие водители уже вернулись к работе и возобновили перевозки, объясняя это тем фактом, что отсутствие микроавтобусов на маршруте более двух дней ведет к отзыву лицензии у компании.
Города: что почём?
Мы обзвонили большинство муниципалитетов Дагестана на предмет разнобоя в стоимости проезда во внутригородском общественном транспорте. Мягко говоря, потрясающее расхождение, причем никак не связанное с территориальными размерами муниципалитета и численностью города.
По нарастающей: Буйнакск – 10 рублей, Кизилюрт – 14, Дербент, Каспийск, Кизляр – 15, Хасавюрт – 20 рублей (как пояснили в городской мэрии, тариф держится уже около двух лет), Махачкала – 23 рубля. Последний знаменатель все еще под вопросом, хотя в случае со столицей Дагестана речь вряд ли будет идти о снижении цены – практика доказывает.
Связались мы и с Волгоградом, в сущности по количеству населения близким к махачкалинскому. В администрации города нам сообщили, что автобусы, троллейбусы и трамваи возят пассажиров за 25 рублей, цена за проезд в маршрутных микроавтобусах варьируется от 20 до 35 рублей – в зависимости от дальности поездки.
Не жалко, если есть за что
К ценам в дагестанских городах мы еще вернемся. Но если говорить об обоснованности повышения тарифов в Махачкале, памятуя об одном из главных доводов местных перевозчиков – комфорт и удобство стоят денег, возможно, стоит обратиться к опыту соседнего региона.
В разделе официального сайта администрации Волгограда наиболее полно представлена информация о транспортной системе города, включая список опорных и вспомогательных маршрутов, расписание движения муниципального общественного транспорта, сведения о транспортной карте «Волна» и тарифы на проезд в автобусах, трамваях и троллейбусах. Узнать о точном времени прибытия транспорта к конкретной остановке можно при помощи онлайн-табло. Уточнить маршруты движения и остановочные пункты общественного транспорта можно по интерактивной карте.
Новая комплексная транспортная схема представляет собой сбалансированную сеть опорных и вспомогательных маршрутов общественного транспорта. По 15 маршрутам опорной сети сегодня следует новый низкопольный транспорт большой вместимости, оснащенный системами климат-контроля и ГЛОНАСС – это порядка 250 автобусов. Из них 84 автобуса в течение двух последних лет пополнили парк муниципального предприятия «ВПАТП-7» благодаря поддержке федерального и регионального бюджетов, еще 164 комфортабельных и вместительных автобуса поставил городу новый перевозчик. Опорные маршруты проходят по основным магистралям Волгограда. Около 40 вспомогательных линий продолжат обслуживать порядка 900 автобусов малой и средней вместимости, в том числе маршрутные такси. Этот транспорт доставляет пассажиров из отдаленных территорий к линиям опорных маршрутов. Такой подход позволяет повысить безопасность и пропускную способность основных магистралей Волгограда.
Сайт городской администрации предлагает также оставлять предложения по улучшению работы общественного транспорта по телефону «горячей линии». Созданная на основе исследований пассажиропотока и запросов горожан новая транспортная схема продолжает улучшаться: опорные и вспомогательные маршруты могут быть изменены, продлены, дополнены новыми остановками для удобства пассажиров.
Конечная…
Рано говорить о том, чем закончится противостояние одних с другими, но все же не хотелось бы делить жителей республики на «одних» и «второстепенных». Мы уже говорили о том, что для того, чтобы повысить качество применяемой тарифной политики, необходимо создать эффективный метод, который будет учитывать социальную значимость транспортных услуг и адекватное сочетание элементов рыночного и государственного регулирования. Применение подобной политики необходимо, так как предприятия должны быть прибыльными за счет более эффективной работы, а не за счет повышения тарифов. Но при этом надо также руководствоваться законами и актами в области тарифообразования.
На поверку выходит, что рынок внутригородских махачкалинских перевозок, захваченный частным бизнесом и по сути, полностью регулируемый предпринимателями, вышел из-под контроля. Оправдывая рост цен необходимостью платить налоги, перевозчики никак не учитывают интересы пассажиров – тех людей, из кошелька которых они эти самые налоги и платят, за чей счет зарабатывают.
Разница в стоимости за проезд по городам колоссальная: между Буйнакском и Махачкалой – 13 рублей. Но нужно помнить о том, что и заработки у горожан разные. Что же касается маршрутов с пересадками, здесь, безусловно, повинны их разработчики. Очевидно, что к их пересмотру необходимо привлечь тех, кто стоит на остановке в долгих ожиданиях очередной маршрутки.
Заявления от администрации города в прокуратуру республики, региональную Службу по тарифам и в УФАС РД на предмет обоснованности представленных расчетов дошли до адресатов. В данное время проводятся соответствующие проверочные мероприятия. Об их результатах, по всей видимости, мы узнаем уже в ближайшее время.
«ДП» продолжает следить за развитием событий.