X
09:25 16.03.2018

Автоликбез

В современных автомобилях появляется все больше и больше новшеств. Стало быть, и новые термины. Из материалов этой рубрики читатели узнают, что означает тот или иной термин, как работает то или иное новшество.

АНТИБЛОКИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА

Аббревиатура АБС (ABS) стала абсолютно привычной для уха каждого автомобилиста. Некоторые начинающие водители знают, что их автомобиль оснащен этой функцией, но порой не догадываются, что это такое и как работает. И даже пугаются, когда впервые педаль тормоза при нажатии начинает «хрустеть», вибрировать и «отстреливать» в ногу. Что же такое АБС, и почему она стала негласным, а во многих странах и законодательно установленным стандартным элементом оснащения для современного автомобиля?

АБС – это антиблокировочная система, предотвращающая блокировку колес при торможении. Если во время торможения одно или несколько колес автомобиля заблокируются и начнут скользить по поверхности, АБС ослабит давление в соответствующей тормозной магистрали, и колесо вновь начнет вращаться. Если педаль тормоза будет постоянно и сильно нажата, этот процесс блокировки-разблокировки колеса будет продолжаться непрерывно до конца торможения и может осуществляться несколько раз в секунду.

Даже многие из тех, кто знает, что такое АБС, порой ошибочно или не до конца верно представляют себе основное предназначение этой системы. Главной ошибкой в представлении функционала АБС является уверенность, что антиблокировочная система нужна для уменьшения тормозного пути автомобиля. Однако ее главное предназначение — сохранить возможность управлять транспортным средством во время торможения, даже экстренного.

На автомобиле без АБС при экстренном торможении у неопытного водителя управляющие колеса будут заблокированы. А это значит, что поворот руля в любую сторону не будет оказывать никакого влияния на траекторию движения автомобиля: он будет продолжать двигаться прямо до тех пор, пока не иссякнет инерция или же автомобиль не столкнется с препятствием. AБС же решает эту проблему: непрерывно контролируя вращение колес и разблокируя их при необходимости, она обеспечивает их вращение и таким образом сохраняет необходимое сцепление с дорожным покрытием, позволяя одновременно тормозить и выполнять маневр.

В случае если ваш автомобиль не оснащен АБС, ее работу можно имитировать нехитрым приемом, который называется «прерывистое торможение». Собственно, именно владение им и характеризует водителей с некоторым опытом: такой водитель, почувствовав блокировку колес, перебарывает естественное инстинктивное желание продолжать давить на педаль сильнее, а снижает усилие на ней и начинает тормозить прерывисто, давя на педаль толчками.

ИММОБИЛАЙЗЕР

Практически в каждом новом автомобиле сейчас устанавливается штатный иммобилайзер. Однако некоторые владельцы могут и не знать об этом, поскольку его работа не заметна при повседневной эксплуатации. Что же такое иммобилайзер, для чего он нужен?

Иммобилайзер – это электронное противоугонное устройство, функция которого – препятствовать запуску двигателя и передвижению на автомобиле при попытке угона. Собственно, основная функция иммобилайзера скрыта в его названии – с английского слово переводится как «обездвиживатель».

Конструктивно иммобилайзеры могут быть различными – к примеру, некоторые могут размыкать электрические цепи автомобиля, ответственные за зажигание или подачу топлива, а иные – работать по CAN-шине, программно блокируя запуск двигателя. Однако функционально все иммобилайзеры имеют единое предназначение: обеспечить невозможность запуска двигателя и дальнейшего самостоятельного передвижения автомобиля при угоне.

В повседневной эксплуатации работа иммобилайзера незаметна для автовладельца: как правило, для разблокировки служит брелок или ключ, который, попадая в замок зажигания или просто в радиус опознавания блока иммобилайзера, отключает последний и позволяет беспрепятственно завести двигатель.

Достоинства иммобилайзера как противоугонного устройства очевидны: он обеспечивает определенный уровень защиты от кражи автомобиля, при этом зачастую входя в список штатного оснащения и не требуя дополнительной установки. Степень защиты зависит от типа иммобилайзера, а также от места его установки: чем проще до него добраться, тем меньшую защиту от угона он обеспечивает. С этим, к слову, связан основной недостаток штатных иммобилайзеров: они удобны тем, что чип разблокировки встроен в штатный ключ и не требует дополнительных манипуляций для пуска двигателя, но проблема в том, что штатные иммобилайзеры устанавливаются на конвейере в штатное место, и угонщик, знающий, где располагается иммобилайзер в той или иной модели, может быстро его «обезвредить».

Может ли иммобилайзер заменить сигнализацию? Подобным вопросом задаются некоторые автовладельцы, желающие, к примеру, сэкономить на установке сигнализации. Однако конкретного ответа на него дать нельзя просто потому, что сигнализация и иммобилайзер – это разные по функционалу устройства. Сигнализация, как известно, служит для оповещения окружающих и владельца автомобиля при попытке угона, привлекая внимание световыми и звуковыми сигналами и передавая на брелок соответствующую информацию. Иммобилайзер же не оповещает никого о попытке угона, а лишь препятствует его осуществлению, поэтому сигнализация и иммобилайзер могут не заменять, а лишь дополнять друг друга.

Статьи из «Общество»

Гражданином быть обязан

5
Кто такой гражданин? Что такое гражданственность? И вообще, как часто мы задумываемся об этих далеко не праздных понятиях для любого человека в любой стране?

На особом контроле

7
Моя однокурсница Джамиля рано осталась без родителей и жила с дедушкой. В 18 лет она обратилась за положенной ей бесплатной квартирой, а получила в итоге...

Синоптики прогнозируют циклон ужаса

5
Прощаясь с летом, выражаем благодарность Всевышнему за опровержение пессимистичных прогнозов, озвученных некоторыми...

«Классное» размещение

13
На недавнем совещании Президента России Владимира Путина с членами Правительства среди...

Свинцовые будни Куруша

169
Куруш – самое высокогорное, даже не в Дагестане и России, а в Европе, селение. Он находится на...

«Профсоюзы – религия труда!»

215
В год 105-летия дагестанских профсоюзов предлагаем вашему вниманию интервью с председателем Дагестанского Республиканского союза организаций профсоюзов Абдуллой...

Дроны: атака на бизнес

9
В последнее время жители респуб­лики сталкиваются с регулярным отключением мобильного интернета. Мера эта вынужденная, она связана с обеспечением безопасности...

Есть проблема Одна ошибка – и…

7
В Омской области судебные органы рассмотрели необычный...

Инвестиции в будущее

11
Туризм без развитой инфраструктуры – нонсенс. Увы, он у нас пока такой. Знаковым событием,...