Купить PDF-версию
20:07 | 25 ноября, Пн
Махачкала
X
09:03 31.08.2018

Автомобили возят тело, а мотоциклы – душу

Не люблю, когда за руль мотоцикла садится мой сын. Езда на нем опасна, предполагает определенный дискомфорт, большой риск для здоровья, а то и для жизни, поэтому ездить на байке я никому не советую. Ну а еще летом без крыши над головой жарко, а в межсезонье – тоже не совсем комфортно. Слезинки дождя в лицо и за шиворот уж вовсе не радуют.

Остроты в описание жизни мотоциклистов добавляет тот факт, что выйти живым и невредимым в случае ДТП удается далеко не всем, если учитывать, что на мотоцикле в основном ездят молодые люди. У них ветер свистит не только над головой, но и внутри нее, гормоны переполняют, в организме адреналин зашкаливает, а мозгов как не было, так, может быть, уже и не будет, потому что в голове не удержатся.

Все эти обстоятельства делают мотоцикл чем-то из разряда аттракционов с той разницей, что безопасность здесь никто не обещает.

Теперь, когда я нарисовал такую невеселую картину, скажу, что, впервые сев на мотоцикл 45 лет назад, я продолжаю на нем ездить и сейчас, когда мне уже 60. А все потому, что четыре колеса возят тело, а два – душу. Так говорят мотоциклисты, когда хотят объяснить непреодолимую тягу к езде на двухколесном средстве передвижения, хотя зачастую у многих из них имеется и автомобиль.

В конце 70-х годов мой вид на очень нервном и красивом по тем временам мотоцикле «Иж-Планета Спорт» – одет в черный кожаный комбинезон, красный шлем с черным забралом на голове – очень привлекал взгляды прохожих. Подъем по улице Дахадаева в Махачкале я преодолевал на заднем колесе, с каждого перекрестка стартовал также с поднятым в воздух передним колесом. Виражи проходил с максимальным наклоном и касанием асфальта подножками, а на отдельных участках города развивал скорость до 140 километров в час.

Такая спортивная манера езды, конечно же, не устраивала сотрудников ГАИ, которые просто мечтали изловить и покарать ярого нарушителя. Понимая, что догнать меня на своих «Уралах» с коляской они не в силах, устраивали засады и заслоны. Однажды в погоне меня вынудили удирать в сторону смотровой площадки на Тарки-Тау (старожилы помнят, что там стояла железная конструкция в виде головы Ленина). Каково же было разочарование гаишников, когда я спустился по почти отвесному склону в поселок Кяхулай и был таков, а они остались лицезреть красоты тогдашней Махачкалы с позиции Ильича.

Да, забыл сказать, что такая моя лихость воспитывалась не просто на улице, где тогда уже автомобилей было достаточно много, а в секции ДОСААФ по мотокроссу, где навыки скоростной езды прививаются осознанно и по делу. Кумиром мальчишек и молодежи был легендарный Юлиан Викторович Гутевич, который работал старшим тренером областного спортивно-технического клуба ДОСААФ, руководил сборными Дагестана по авто– и мотоспорту и одновременно работал учителем в Махачкалинской средней школе №8, где и прививал любовь к технике и автомотоспорту. Сотни воспитанников этого увлеченного и авторитетного человека навсегда связали свою жизнь с техникой, стали мастерами спорта и классными специалистами. Но мой отец Абдурахман Абдурагимович, известный воспитатель многих теперешних докторов филологических наук, говаривал, что у меня два образования: техническое без диплома и филогическое – с дипломом, но без знаний.

Но вернемся к моим проделкам. Один раз я все же попался. Меня застал на автозаправочной станции подъехавший на мотоцикле «Урал-соло» знакомый автоинспектор по имени Закир. До этого он многократно и безуспешно участвовал в охоте на меня и вот теперь не скрывал своей радости, потому что к этому времени его профессиональная злость сменилась на спортивную, а наши взаимоотношения приобрели формат поединка. Отобрав у меня права, он сказал, что наказанием для меня будет дежурство вместе с ним на проспекте Калинина: я должен буду на своем скоростном мотоцикле догонять автолихачей, не подчинившихся приказу об остановке.

На следующий день, подъехав к инспектору, я тут же выпросил у него его «Урал», и вот я, в красном закрытом шлеме и кожаных штанах, отправился закладывать виражи уже на тяжелом милицейском мотоцикле. Надо сказать, что «Урал» и мой «ИЖ-Спорт» имели одинаковую мощность в 32 силы, но вес первого был в два раза больше. Опьяненный ездой на таком монстре, я сел на свой мотоцикл, дал по привычке полный газ и сразу же едва не перевернулся.

Мотоциклисты ГАИ, уверенные в своем умении ездить, приезжали иногда на тренировки мотокросменов и просили дать им прокатиться на мощном спортивном мотоцикле. Проехав по горной трассе сотню метров, они с выпученными от полученного адреналина глазами и дрожащими коленями покидали нас с уверенностью, что никогда больше не сядут на спортивный мотоцикл. Чехословацкие кроссовые «Чезеты» тогда были лучшими в мире и состояли на вооружении сборных команд по мотокроссу не только СССР, но и США и других развитых в техническом отношении стран. И вот эти монстры массово поставлялись Центральным комитетом ДОСААФ в клубы страны.

… Сегодня мне 60. И я все еще в седле. Мощность моего нынешнего мотоцикла «Хонда» – почти 90 «лошадей», вес – около 250 килограммов. Это отнюдь не предел, и я не претендую на первенство. Вокруг много молодежи на куда более мощных, скоростных, современных и дорогих мотоциклах. Те, кто постарше, ездят на категории мотоциклов «чоппер», «крузер», те, что помоложе – на спортбайках. Опасность езды на последних зашкаливает. Степень риска увеличилась многократно. Тут вам и обилие машин на дороге, и иногда почти полное отсутствие уважения к мотоциклистам со стороны автомобилистов, называемых в среде байкеров «коробочниками». Те в ответ зовут мотоциклистов «хрустами». Это неспроста!

Вот даже анекдот придумали. «Молодежь обиженно спрашивает у старика на «чоппере»: «А почему вы с нами не здороваетесь?» – «А зачем с вами здороваться, вы каждый год – новые»…

Современные мотоциклы могут развивать скорость до 300 километров в час, первые сто из которых они достигают за 2-3 секунды. Это мотоциклы, которые можно свободно купить, и необязательно это должны быть те, что стоят 3-4 миллиона руб­лей. Дорого, опасно и не всегда комфортно. Но это – на всю жизнь!

Похожие

От костотряса до гипербайка

20
Развитие мотоциклов продолжалось всю его историю. Постепенно у них появились...

Многообразие дагестанского дома

29
Она не любит рассуждений о высоком в творчестве. Но то, что...

Увидел самолёт и… заболел небом

28
За каждым успешным спортсменом стоит его тренер....

Куклы как люди

66
В творческой лаборатории Сабины Тарикулиевой (на снимке) столько самых разных дагестанских...

Первым делом самолёты…

204
Авиамоделизм – одно из самых увлекательных и популярных хобби в мире. При этом не просто...

В поисках щуки, сазана, сома

70
На дворе июль, а значит, самое время поговорить о рыбалке, увлекательном процессе, который...

Одежда – это искусство!

79
Что если вашу одежду распишет художник? Тогда это будет совсем не продукт с заводского...

Байкеры открыли мотосезон

26
В Дагестане состоялось официальное открытие мотосезона. Оглушительный рев моторов наполнил...

Стильно, модно, респектабельно

44
Сложно представить образ хотя бы одной женщины без...

Статьи из «Общество»

«Воевали мы не за награды»

15
Магомеду Мусаеву из селения Мехельта Гумбетовского района в 1947 году исполнилось 18 лет....

Посвятившая жизнь детям

110
Айшат Гамзаева (на снимке) руководит общественной организацией «Жизнь без слез». Все, кто ее...

Не уходи, тюлень!

12
… Девяностые годы прошлого века. «Дагестанская правда» основательно взялась за защиту...

Обнимайте своих мам, пока они рядом…

161
День матери. Самый главный праздник человечества....

Сильные духом

458
В День матери нельзя не рассказать о женщинах, которые уже никогда не услышат слов...

Легендарный генерал Араблинский

17
Выдающийся дагестанский военный деятель Балакиши...

Главное оружие – наше единство

30
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...