Авторынок меняет бренды
Уход западных автопроизводителей с российского рынка привел к кардинальным изменениям на автомобильном рынке РФ. Опустевшую западную нишу стали активно занимать китайские бренды.
В 2022 году было продано 120 тысяч автомобилей китайских марок. Их доля в первом полугодии выросла с 3,7 % до 33 % во втором, отмечает ГК «Автодом». И в 2023 году участники рынка ждут продолжения удвоения продаж «китайцев», которые продолжают завоевывать опустевшую нишу. Теперь перед потенциальным покупателем легкового автомобиля в России стоит выбор: новые «Лада» и «китаец» или подержанный «японец».
Хотя российские авто по-прежнему останутся лидерами рынка, предполагается, что доля продаж китайских авто в этом году в России достигнет 60 %. Китайская сторона активно развивает свои представительские сети, открывает склады запчастей и современные сервисные центры. У автомобилей из Китая, которые уже давно перестали быть синонимом дешевых машин, здесь нет реальных конкурентов, сообщает «Автостат».
Второй тренд российского авторынка – продажа западных моделей, ввезенных в страну с помощью параллельного импорта. В таких условиях дефицита и разнообразия марок и моделей автомобилей серьезно вырос интерес покупателей к приобретению автомобилей с пробегом, в том числе из-за рубежа.
Список самых покупаемых подержанных машин не меняется. По-прежнему преобладает продажа на «вторичке» отечественных Lada, следом идут японская Toyota, корейские бренды Hyundai и Kia, а также японский Nissan
Всего за 2022 год в России было продано около 5 миллионов автомобилей с пробегом. По данным агентства «Автостат», за первые два месяца 2023 года были перепроданы 755,4 тысячи легковых автомобилей, что составило рост на 5,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Список самых покупаемых подержанных машин не меняется. По-прежнему преобладает продажа на «вторичке» отечественных Lada, следом идут японская Toyota, корейские бренды Hyundai и Kia, а также японский Nissan. Самой популярной моделью среди бывших в употреблении легковых автомобилей является Ford Focus, на втором месте рейтинга хетчбэк Lada 2114 («Самара-2»), далее идут корейские Hyundai Solaris и Kia Rio, а на пятом месте Lada 2170 («Приора»).
Еще одно модное явление на авторынке – ввоз подержанных машин из-за рубежа. У россиян наиболее востребованы автомобили с пробегом из Японии, знаменитые качеством сборки и надежностью, к тому же они имеют небольшой срок эксплуатации. Связано это с тем, что, согласно японскому законодательству, в Японии очень высокий налог на автомобили с пробегом более 100 тыс. км, поэтому владельцы выставляют авто на аукцион после 2-3 лет пользования.
Стремление купить такой автомобиль обусловлено также тем, что свежеввезенные автомобили еще не испорчены суровым российским климатом, невысоким качеством дорог и горюче-смазочных материалов, что приводит к их более быстрому у нас изнашиванию, чем в других странах. Логика подсказывает, что поэтому в России лучше покупать новые машины – дольше прослужат.
Предпосылок для снижения цен на авто с пробегом нет, наоборот, в 2023 году сохранится тенденция к увеличению их стоимости. Средняя цена легковых автомобилей с пробегом в марте 2023 года составила 1,349 млн рублей, свидетельствуют данные агентства «Автостат». Если сравнивать полученный показатель с тем, что был год назад, то б/у машины стали дороже на 19 % (или на 211 тыс. рублей).
Продавцы оказались в непростой ситуации и стараются найти новые формы торговли в любом случае.