Батирте: военное сообщество средневекового Дагестана
В VI веке в горном Дагестане вокруг современного селения Кубачи существовало самобытное государство с загадочным названием Зирихгеран. Это средневековое вольное образование, утратившее свою независимость в XV веке, было родиной мистического закрытого рыцарского ордена Батирте (в переводе с даргинского – рыцари).
Кольчужники
Прежде чем быть поглощённым Кайтагским уцмийством, крошечный Зирихгеран успел оставить свой особенный след в мировой культуре. Арабский путешественник Абу Хамид Мухаммад аль-Гарнати отмечал в своих заметках, что жители этого государства, в отличие от соседей, совсем не занимались земледелием. Данному традиционному занятию они предпочитали ремёсла, прославившись как искусные обработчики металла. К этой работе помимо мужчин привлекались женщины, дети, а также захваченные при военных столкновениях рабы. Местные мастера изготавливали качественное и красивое оружие, светильники, бронзовые котлы и прочие металлические изделия. Особой популярностью пользовались созданные здесь кольчуги, которые, собственно, и подарили название этому государству, поскольку в переводе с персидского Зирихгеран обозначает «кольчужники» или «бронники».
Государственные столпы
Государственная власть в Зирихгеране принадлежала Совету выборных старейшин (Чине), который заседал в с. Кубачи. Этот орган регулировал все стороны жизни в вольном ремесленном образовании, где каждый мог исповедовать близкую ему религию.
Если арабский литератор XIII века Абу Яхья Закария ибн Мухаммад аль-Казвини констатировал в своей работе приверженность местного населения зороастризму, то в последующие годы сюда добрались иудаизм, христианство и ислам. И хотя в 1305 году ислам стал официальным вероисповеданием, в стране всё же сохранялся религиозный плюрализм.
Рыцарский орден Батирте
Главной опорой государственного Совета была закрытая военная дружина Батирте, своей организацией напоминавшая рыцарский орден. Эта окутанная тайнами военная структура насчитывала 280 неженатых молодцов, из них были образованы 7 отрядов, по 40 бойцов каждый. В подчинявшееся исключительно Чине войско Батирте отбирались только физически крепкие и психологически устойчивые ратники, они постоянными тренировками поддерживали свою боевую подготовку. Батирте искусно владели холодным оружием, занимались конными скачками, метанием камней, стрельбой из лука, борьбой, бегом на разные дистанции и специальными военизированными танцами.
Основная задача, стоявшая перед воинами, заключалась в охране селений Зирихгерана от набегов внешних врагов, разбоя и грабежей. Чтобы с честью выполнять возложенные на них обязанности, рыцари жили в сторожевых башнях изолированно от остального общества. С высоты этих 7 крепостей члены отрядов наблюдали за передвижениями соседских войск, здесь же в башнях они оттачивали свои боевые умения.
Покидать пределы башни бойцы-батирте могли только под покровом ночи, чтобы случайно никто в селении не узнал их и не сбил с истинного военного пути. Существует легенда, согласно которой однажды нарушившего этот закон рыцаря по открытой руке признала мать. Окликнув его по имени, она рассекретила своего ребёнка и на следующий день получила страшную посылку с отрубленной конечностью сына.
О суровости традиций, царивших в этой рыцарской братии, свидетельствует ещё один факт. Прежде чем стать частью Батирте, мужчины давали обет целиком и полностью посвятить себя службе, именно по этой причине они вступали в так называемый «Союз неженатых» или «Мужской союз». Однако если кто-нибудь, не совладав с искушением и плотью, всё же нарушал обещание, он обязан был отбыть соответствующее наказание в виде заточения на определённый период в подземелье крепости.
Об отваге воинов Батирте в округе ходили легенды. Даже в период арабской экспансии полководец Мерван ибн Мухаммад, один за другим подчинявший себе древние независимые образования на территории Дагестана, предпочёл заключить с Зирихгераном перемирие, чтобы не вступать в открытую борьбу с этим настоящим «оружейным родником».
Столичные стражи
Тот отряд Батирте, что защищал столицу, именовался кубачинским и дислоцировался в шестнадцатиметровой башне Акайла къала (къала – крепость), с которой открывался потрясающий вид на окрестности. По одной из теорий, предками кубачинцев были выходцы из Франции или Генуи. Данная версия опирается на то, что лезгины и лакцы всегда называли кубачинцев пранг-капур, иными словами – франками. Одновременно с этим существуют данные, приведённые польским путешественником Яном Потоцким, российским академиком Иоганном Антоном Гюльденштедтом и этнографом Иоганном Густавом Гербером, что в горах близ Кубачи имеются некие поселения с франками и генуэзцами.
Вместе с тем современные историки больше склоняются к версии о том, что кубачинцы имеют ближневосточные корни и являются одной из ветвей даргинцев с самобытным диалектом.
Башня Акайла къала
По сей день господствующая над местностью башня Акайла къала – это всего лишь мизерная часть, оставшаяся от мощных средневековых укреплений государства Зирихгеран и его столицы. Эта крепость, стоящая на крутом склоне, была спроектирована так, что с какой бы стороны противник ни пытался приблизиться к ней, Батирте тут же его обнаруживали.
Выстроена башня из крупных обтёсанных камней, сложенных панцирной кладкой. Стена, где располагался вход в крепость, имела толщину 1,45 м, а общий диаметр сооружения составлял 20 м. Изначально башня состояла из 7 этажей: 5 надземных и 2 подземных. Те, что находились ниже уровня земли, служили своеобразной гауптвахтой, где отбывали наказание рыцари, нарушившие устав ордена.
Первые два этажа были заняты кладовой для провианта, а также складом для хранения воинского снаряжения и обмундирования. Следующие ярусы отводились под комнаты, где жили воины, а самый верхний уровень предназначался для тренировок и несения службы.
Вообще башня Акайла къала принадлежит к уникальным образцам кавказского фортификационного зодчества. Своим внешним и внутренним устройством она отличается как от осетинских, так и от вайнахских жилых и боевых крепостей. Зато многие находят её сходство с религиозными зороастрийскими башнями молчания – дахме, служившими сооружениями для погребений. Именно поэтому местное население утверждает, что башня и разрушенные крепостные стены построены в VI веке, хотя историки датируют их появление XIII-XIV веками.
В наши дни реконструированная башня Акайла къала превращена в колоритный музей, где можно познакомиться с традиционным антуражем средневекового кубачинского дома.
От редакции. Этот материал опубликован на сайте https://cyrillitsa.ru. Наверняка найдутся историки, которые не согласятся с приводимыми в статье данными. Если им есть что возразить, редакция предоставит им газетную площадь. Мы собираемся и дальше публиковать материалы, связанные с историей наших народов.