Бензин поставят на учет
Наверное, нет в нашей стране водителя, кто хотя бы раз не попадал в неприятную ситуацию, когда, сам не ведая того, заливал в бак своего автомобиля некачественный бензин. Мало того, что это фактически выброшенные деньги, это и порча мотора, расходы на его ремонт. Не менее тревожно и то, что некачественное топливо способно привести к аварии. Но в наступившем 2019 году ситуация, возможно, поменяется к лучшему.
В России собираются внедрить систему, которая будет отслеживать поставку топлива от нефтеперерабатывающего завода до автомобильного бензобака. По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, пилотный проект такой системы собираются опробовать в первой половине 2019 года на территории Северо-Западного федерального округа. Призванная покончить с недоливами и низким качеством топлива, новая система прослеживаемости выявит любой факт подмешивания, точно указав, где оно произошло.
С запуском этой системы ни на нефтебазах, ни в ходе транспортировки, ни в резервуарах АЗС безнаказанно разбавить топливо уже не получится. Ее внедрение позволит наконец всем автовладельцам облегченно вздохнуть, ведь благодаря ей мы будем точно знать, что заливаем в бензобак. Обнаружение необъяснимых «излишков» топлива в одном из звеньев этой цепочки станет основанием для внеплановой проверки. Участие в пилотном проекте для всех участников рынка будет добровольным, однако разработанную по итогам эксперимента систему, вероятно, будут внедрять в последующем по всей стране уже принудительно. Наверное, со мной согласятся все автомобилисты, для этого есть все основания.
Некоторые автолюбители уверяют, что из-за недолива на АЗС бензин обходится им по 55 рублей за литр, а то и выше. И утверждения эти небезосновательны, ведь не так давно Федерация автовладельцев России разработала собственный метод выявления фактов недолива топлива на АЗС. Для этого на заправку отправляют слегка «усовершенствованный» автомобиль. Водитель заливает в обыкновенную, на первый взгляд, горловину бензобака оплаченное количество литров, перепроверить количество которых в таких условиях невозможно. Однако система питания данного автомобиля изменена так, что бензин поступает через горловину не прямо в бензобак, а в контрольную канистру, которая установлена в багажнике. Для операторов АЗС подобная проверка обычно становится полной неожиданностью. Несмотря на претензии о возможных погрешностях при таком методе проверки, в ряде случаев факт недолива оказался вопиющим.
В ходе мониторинга фактов недолива бензина марки АИ-92 и АИ-95 общественники посетили 34 автозаправочные станции в 13 регионах страны. Проверке подверглись 5 вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), 21 федеральная и региональная сеть, а также 8 мелкосетевых и частных заправок. Для чистоты эксперимента за недолив принималось расхождение более чем на 1% между оплаченным и фактически залитым в бак топливом. В результате недолив выявлен на 76% АЗС. Недолив среди ВИНКов выявился только на 1 из 5 проверенных заправок, к тому же разница составила 1,63%, едва превысив уровень установленной погрешности. Совершенно иная картина оказалась на заправках федеральных и крупных региональных сетей, 81% которых недоливают потребителям топливо. При этом размер недолива достаточно существен. Средний недолив составил 4,97%, а максимальный — уже 19,03%.
Среди проверенных активистами мелкосетевых и частных заправок добропорядочных вообще не обнаружилось – недоливали все. Средний недолив составил порядка 5,66%. Таким образом, заправляя автомобиль бензином, к примеру, по 44 рубля, реально платят на частных АЗС 46,5 рубля за литр. И это лишь в том случае, если данная АЗС недоливает в пределах среднестатистического расчета.
Однако, заправившись на АЗС в Краснодарском крае бензином АИ-95 по 44,70 рубля за литр и обнаружив недолив на 19,03%, общественники пришли к выводу, что приобрели топливо по цене 55,21 рубля. Для Дагестана эта проблема особенно актуальна, ведь с учетом данных исследования не обманывают потребителей только на заправках ВИНК, которых в республике попросту нет. Напомним, что основными вертикально-интегрированными нефтяными компаниями являются «Роснефть», «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз», «ТНК-BP», «Газпром нефть» и «Славнефть».
«Обычный потребитель, к сожалению, сейчас никак не может повлиять на эту ситуацию, – признал руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. – Доказать что-то на месте, даже если факт недолива очевиден, не получится, да и совет заливать на сомнительных заправках 10 или 20 литров, на мой взгляд, вряд ли поможет. Это точно не будет гарантией от недолива». Даже если автомобилист воспользуется канистрой, доказать подобное хищение практически ненаказуемо. Автомобилист лишь сможет подать претензию оператору станции для того, чтобы они проверили указанную им бензоколонку, а также жаловаться руководству самой компании.
При этом нужно помнить, что колонки АЗС относятся ко второму классу точности средств измерений, что подразумевает наличие погрешности в 0,5% от общего объема залитого топлива. Самостоятельно проводить проверки качества и количества топлива автомобилисты сегодня могут скорее для самообразования, чтобы понять для себя, где сильнее обманывают. Методики проверки количества топлива самими покупателями на государственном уровне не разработаны, поэтому все даже самые обоснованные возмущения автовладельцев повисают в воздухе. И, судя по всему, надеяться остается лишь на анонсированную Денисом Мантуровым систему прослеживаемости топлива.