X
09:24 11.01.2019

Бензин поставят на учет

Наверное, нет в нашей стране водителя, кто хотя бы раз не попадал в неприятную ситуацию, когда, сам не ведая того, заливал в бак своего автомобиля некачественный бензин. Мало того, что это фактически выброшенные деньги, это и порча мотора, расходы на его ремонт. Не менее тревожно и то, что некачественное топливо способно привести к аварии. Но в наступившем 2019 году ситуация, возможно, поменяется к лучшему.

В России собираются внедрить систему, которая будет отслеживать поставку топлива от нефтеперерабатывающего завода до автомобильного бензобака. По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, пилотный проект такой системы собираются опробовать в первой половине 2019 года на территории Северо-Западного федерального округа. Призванная покончить с недоливами и низким качеством топлива, новая система прослеживаемости выявит любой факт подмешивания, точно указав, где оно произошло.

С запуском этой системы ни на нефтебазах, ни в ходе транспортировки, ни в резервуарах АЗС безнаказанно разбавить топливо уже не получится. Ее внедрение позволит наконец всем автовладельцам облегченно вздохнуть, ведь благодаря ей мы будем точно знать, что заливаем в бензобак. Обнаружение необъяснимых «излишков» топлива в одном из звеньев этой цепочки станет основанием для внеплановой проверки. Участие в пилотном проекте для всех участников рынка будет добровольным, однако разработанную по итогам эксперимента систему, вероятно, будут внедрять в последующем по всей стране уже принудительно. Наверное, со мной согласятся все автомобилисты, для этого есть все основания.

Некоторые автолюбители уверяют, что из-за недолива на АЗС бензин обходится им по 55 рублей за литр, а то и выше. И утверждения эти небезосновательны, ведь не так давно Федерация автовладельцев России разработала собственный метод выявления фактов недолива топлива на АЗС. Для этого на заправку отправляют слегка «усовершенствованный» автомобиль. Водитель заливает в обыкновенную, на первый взгляд, горловину бензобака оплаченное количество литров, перепроверить количество которых в таких условиях невозможно. Однако система питания данного автомобиля изменена так, что бензин поступает через горловину не прямо в бензобак, а в контрольную канистру, которая установлена в багажнике. Для операторов АЗС подобная проверка обычно становится полной неожиданностью. Несмотря на претензии о возможных погрешностях при таком методе проверки, в ряде случаев факт недолива оказался вопиющим.

В ходе мониторинга фактов недолива бензина марки АИ-92 и АИ-95 общественники посетили 34 автозаправочные станции в 13 регионах страны. Проверке подверглись 5 вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), 21 федеральная и региональная сеть, а также 8 мелкосетевых и частных заправок. Для чистоты эксперимента за недолив принималось расхождение более чем на 1% между оплаченным и фактически залитым в бак топливом. В результате недолив выявлен на 76% АЗС. Недолив среди ВИНКов выявился только на 1 из 5 проверенных заправок, к тому же разница составила 1,63%, едва превысив уровень установленной погрешности. Совершенно иная картина оказалась на заправках федеральных и крупных региональных сетей, 81% которых недоливают потребителям топливо. При этом размер недолива достаточно существен. Средний недолив составил 4,97%, а максимальный — уже 19,03%.

Среди проверенных активистами мелкосетевых и частных заправок добропорядочных вообще не обнаружилось – недоливали все. Средний недолив составил порядка 5,66%. Таким образом, заправляя автомобиль бензином, к примеру, по 44 рубля, реально платят на частных АЗС 46,5 рубля за литр. И это лишь в том случае, если данная АЗС недоливает в пределах среднестатистического расчета.

Однако, заправившись на АЗС в Краснодарском крае бензином АИ-95 по 44,70 рубля за литр и обнаружив недолив на 19,03%, общественники пришли к выводу, что приобрели топливо по цене 55,21 рубля. Для Дагестана эта проблема особенно актуальна, ведь с учетом данных исследования не обманывают потребителей только на заправках ВИНК, которых в республике попросту нет. Напомним, что основными вертикально-интегрированными нефтяными компаниями являются «Роснефть», «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз», «ТНК-BP», «Газпром нефть» и «Славнефть».

«Обычный потребитель, к сожалению, сейчас никак не может повлиять на эту ситуацию, – признал руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. – Доказать что-то на месте, даже если факт недолива очевиден, не получится, да и совет заливать на сомнительных заправках 10 или 20 литров, на мой взгляд, вряд ли поможет. Это точно не будет гарантией от недолива». Даже если автомобилист воспользуется канистрой, доказать подобное хищение практически ненаказуемо. Автомобилист лишь сможет подать претензию оператору станции для того, чтобы они проверили указанную им бензоколонку, а также жаловаться руководству самой компании.

При этом нужно помнить, что колонки АЗС относятся ко второму классу точности средств измерений, что подразумевает наличие погрешности в 0,5% от общего объема залитого топлива. Самостоятельно проводить проверки качества и количества топлива автомобилисты сегодня могут скорее для самообразования, чтобы понять для себя, где сильнее обманывают. Методики проверки количества топлива самими покупателями на государственном уровне не разработаны, поэтому все даже самые обоснованные возмущения автовладельцев повисают в воздухе. И, судя по всему, надеяться остается лишь на анонсированную Денисом Мантуровым систему прослеживаемости топлива.

Похожие

Бензин становится «золотым»

42
В минувшую пятницу, 25 августа, на АЗС Махачкалы произошло очередное подорожание...

Газовая атака. На цены

101
За последние две недели стоимость автомобильного газа в Дагестане выросла сразу на 7 рублей...

По-прежнему в цене

37
В октябре LADA показала позитивную динамику на фоне продолжающегося дефицита электронных...

Вольты против литров: чья возьмёт?

68
Тема экологической безопасности нашей планеты из года...

Техосмотр всё-таки придётся пройти

363
Но фоне информации о грядущей реформе системы...

Зураб – гуру аккумуляторов

76
День автомобилиста, который в России отмечают 31 октября, –праздник всех водителей грузовых...

Блеск и нищета подержанных автомобилей

61
Починить иностранный автомобиль у нас не просто, а...

Дилемма: старая иномарка или новая «Приора»

351
У многих возникает дилемма: что лучше купить...

Статьи из «Общество»

Уголовно наказуемо

2
Газ – это ресурс, представленный источником высокой опасности, поэтому все действия, выполняемые с разным газовым оборудованием, должны совершаться...

Первый лётчик Страны гор

14
Магомед-Садык Магомедович Исаев был первым дагестанцем, который сел за штурвал самолета. В...

Опасная реабилитация

8
Смерть пациента реабилитационного центра вызвала резонанс в обществе и заставила в...

Высвечивая Не подлежит забвениювремя

60
Декабрь Бейбутов (на снимке) – дагестанский...

Следы Кавказской Албании

9
В Академии «Каспий» прошел семинар, посвященный Кавказской Албании – одному из самых...

Каспий: кто и что убивает тюленей

42
В последние годы мы сталкиваемся с фактами массовой...

Однажды на телестудии

9
Итак, за неделю до Нового года звонит моя невестка и спрашивает: «Не могли бы вы, отец,...

Налог на «железного коня»

7
Вопреки укоренившемуся мнению, автомобиль сегодня не только средство передвижения, но и становится роскошью, облачившись в ценник свыше 10 миллионов рублей. И...

ВАЗ заимел технологический суверенитет?

4
Нетрудно представить себе временной отрезок в 25 секунд. Это меньше полминуты. Что можно сделать за такое короткое время?...

Электрокары замахнулись на рекорд

2
На отечественном авторынке по итогам прошлого года...

Поедем? Нет, полетим!

6
Принято ругать отечественных производителей авто, считая наших инженеров недостаточно...

Верность историческому выбору

5
Наша республика 20 января отметит очередную годовщину своей автономии. В этот день в далёком 1921 году Всероссийский центральный исполнительный комитет принял...