Без права на ошибку

Каждый раз, когда приходится писать о том, о чем я раньше просто понятия не имела, в голове две мысли: «Только бы не сесть в лужу» и «Как же я люблю свою работу». Последнее утверждение часто спорное, но не сегодня.
Сегодня я ее действительно люблю. Ведь мне предстоит встреча с настоящим морским волком, человеком от которого зависит жизнь всего корабля – со штурманом ВМФ.
Ежегодно в конце января в нашей стране отмечается День штурмана Военно-морского флота. Это профессиональный праздник всех российских военнослужащих, чья деятельность непосредственно связана с прокладкой курса кораблей, судов и авиации ВМФ, а также контролем за исправной работой навигационных приборов и исчислением перемещений. Иногда праздник называют также Днем навигатора.
Мой собеседник – капитан 3-го ранга, флагманский штурман соединения кораблей Каспийской флотилии Александр Алексеев.
Родом он из Волгоградской области, из самой простой рабочей семьи. Но мальчишка с детства грезил о море и, когда пришла пора выбрать профессию, поступил в Санкт-Петербургский военно-морской институт на штурманский факультет. По его окончании в 2010 году молодой лейтенант был направлен для дальнейшего прохождения службы на флагманский корабль Каспийской флотилии «Татарстан».
– Вот так сразу с места в карьер, как говорится. И времени на раскачку не было, – рассказывает Александр.
– А чем конкретно пришлось заниматься?
– Определением оптимальных маршрутов с учетом особенностей транспорта, цели следования и предстоящего пути. А также обеспечением безопасности навигации плавания, выработкой навигационных данных для применения оружия и многим другим.
– Так это же огромная ответственность! Как справляетесь?
– Когда ты выбираешь путь штурмана, то должен четко осознавать, на что идёшь, с чем тебе придется столкнуться, от чего отказаться. На моей памяти было три офицера, которые не выдержали и ушли. Штурман – это своего рода опытный проводник, который превосходно ориентируется в незнакомой обстановке при любых условиях с помощью различных навигационных устройств и приборов. Штурман должен обладать обширнейшим багажом знаний в различных областях: география и топография, картография, радиоэлектроника и кораблестроение, метеорология и другие. От нас требуется умение владеть собой в критических ситуациях, наличие аналитического креативного мышления и способность быстро оценивать ситуацию. Не скрою, это очень тяжело. Мы, как сапёры, не имеем права на ошибку. Штурманов, между прочим, даже на вахту не ставят трое суток перед выходом в море и трое после, – смеётся Александр.
– Говорят, что из штурманского состава многие становятся командирами кораблей…
– Чистая правда! У нас весь командирский состав состоит из офицеров штурманских специальностей, в том числе наш главнокомандующий.
– А вы тоже об этом мечтаете?
– Ну, конечно. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
– Слышала несколько баек о том, что самое главное в жизни штурмана – карандаш!
– И это правда. Карандаш – это наш рабочий инструмент, им мы прокладываем курс корабля. Правда, некоторые «сороки» у меня их тащат. Уже даже метки на своих карандашах делаю.
Вообще Александр Алексеев, несмотря на суровость профессии, очень открытый и весёлый человек. Мы говорим о его семье: красавице жене Ксении, которую он встретил тут, в Дагестане, об Александре Александровиче-младшем. Я слушаю и думаю о том, что такому человеку действительно можно доверить жизнь. Он, как опытный сапёр, ошибки не сделает.
Статьи из «Общество»
«Возрастной предел» водителя

Рекордсмены продаж

Как вернуть новый автомобиль

От Моздока до Праги

Светлое Христово Воскресение

Сочинение о геноциде русского народа

Русофобия как геополитическая компонента
