Без права на ошибку
Каждый раз, когда приходится писать о том, о чем я раньше просто понятия не имела, в голове две мысли: «Только бы не сесть в лужу» и «Как же я люблю свою работу». Последнее утверждение часто спорное, но не сегодня.
Сегодня я ее действительно люблю. Ведь мне предстоит встреча с настоящим морским волком, человеком от которого зависит жизнь всего корабля – со штурманом ВМФ.
Ежегодно в конце января в нашей стране отмечается День штурмана Военно-морского флота. Это профессиональный праздник всех российских военнослужащих, чья деятельность непосредственно связана с прокладкой курса кораблей, судов и авиации ВМФ, а также контролем за исправной работой навигационных приборов и исчислением перемещений. Иногда праздник называют также Днем навигатора.
Мой собеседник – капитан 3-го ранга, флагманский штурман соединения кораблей Каспийской флотилии Александр Алексеев.
Родом он из Волгоградской области, из самой простой рабочей семьи. Но мальчишка с детства грезил о море и, когда пришла пора выбрать профессию, поступил в Санкт-Петербургский военно-морской институт на штурманский факультет. По его окончании в 2010 году молодой лейтенант был направлен для дальнейшего прохождения службы на флагманский корабль Каспийской флотилии «Татарстан».
– Вот так сразу с места в карьер, как говорится. И времени на раскачку не было, – рассказывает Александр.
– А чем конкретно пришлось заниматься?
– Определением оптимальных маршрутов с учетом особенностей транспорта, цели следования и предстоящего пути. А также обеспечением безопасности навигации плавания, выработкой навигационных данных для применения оружия и многим другим.
– Так это же огромная ответственность! Как справляетесь?
– Когда ты выбираешь путь штурмана, то должен четко осознавать, на что идёшь, с чем тебе придется столкнуться, от чего отказаться. На моей памяти было три офицера, которые не выдержали и ушли. Штурман – это своего рода опытный проводник, который превосходно ориентируется в незнакомой обстановке при любых условиях с помощью различных навигационных устройств и приборов. Штурман должен обладать обширнейшим багажом знаний в различных областях: география и топография, картография, радиоэлектроника и кораблестроение, метеорология и другие. От нас требуется умение владеть собой в критических ситуациях, наличие аналитического креативного мышления и способность быстро оценивать ситуацию. Не скрою, это очень тяжело. Мы, как сапёры, не имеем права на ошибку. Штурманов, между прочим, даже на вахту не ставят трое суток перед выходом в море и трое после, – смеётся Александр.
– Говорят, что из штурманского состава многие становятся командирами кораблей…
– Чистая правда! У нас весь командирский состав состоит из офицеров штурманских специальностей, в том числе наш главнокомандующий.
– А вы тоже об этом мечтаете?
– Ну, конечно. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
– Слышала несколько баек о том, что самое главное в жизни штурмана – карандаш!
– И это правда. Карандаш – это наш рабочий инструмент, им мы прокладываем курс корабля. Правда, некоторые «сороки» у меня их тащат. Уже даже метки на своих карандашах делаю.
Вообще Александр Алексеев, несмотря на суровость профессии, очень открытый и весёлый человек. Мы говорим о его семье: красавице жене Ксении, которую он встретил тут, в Дагестане, об Александре Александровиче-младшем. Я слушаю и думаю о том, что такому человеку действительно можно доверить жизнь. Он, как опытный сапёр, ошибки не сделает.