Большой труд российских и польских ученых
Недавно вышел чрезвычайно важный для изучения отечественного и зарубежного опыта кавказского регионоведения труд – российско-польская коллективная монография «Северный Кавказ: религии, политика, элиты, безопасность (Научная редакция Тадеуша Бодио)», опубликованная в Варшаве на русском и польском языках. Представленные в ней материалы связаны с предыдущими научно-исследовательскими проектами, посвященными политической трансформации Северного Кавказа, результаты которых отражены в ряде публикаций, изданных в редакционной серии «Власть-Элиты-Лидерство». Настоящий проект явился очередной попыткой анализа трансформации Северного Кавказа в контексте религиозно-политических процессов, деятельности религиозно-политических элит, обеспечения безопасности. Основной упор был сделан на описание особенностей становления и развития ислама, взаимодействие ислама и политики, исламизации политической жизни, проявлений экстремизма и терроризма.
Вдохновителем и идеологом этого фундаментального исследования, объемом почти 600 стр. явился, к сожалению скончавшийся, Ходубски Анджей – известный польский политолог, историк, исследователь Кавказа, Центральной Азии, профессор, член Польской ассоциации политических наук и Комитета политических наук Польской академии наук. Международный коллектив ученых в память о его заслугах в исследовании проблем Северного Кавказа уже выпустил в 2015 г. две монографии. Данное коллективное исследование также явилось очередной формой выражения уважения к этому известному у нас и за рубежом польскому ученому.
Организатором же данной коллективной монографии, рубежной для северокавказского регионоведения, явился известный польский ученый Бодио Тадеуш – член Комитета политических наук Польской академии наук,доктор политических наук, профессор, руководитель кафедры восточных исследований Института политических наук Варшавского университета.
Российскую сторону в коллективной монографии представляют много известных философов, политологов, культурологов и религиоведов: Акаев Вахит Хумидович, доктор философских наук, профессор, академик Академии наук Чеченской Республики, эксперт Российской академии наук, г. Грозный; Арсанукаева Малика Султановна, доктор юридических наук, профессор Всероссийского университета юстиции (РПА Минюста России), г. Москва; Аствацатурова Майя Арташесовна, доктор политических наук, профессор, директор Центра этнополитических исследований Пятигорского государственного университета, руководитель Северо-Кавказского отделения Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, член комиссии по миграционным вопросам Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, г. Пятигорск; Ляушева, Светлана Аслановна, доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп; Добаев Игорь Прокопьевич, доктор философских наук, профессор, эксперт Российской академии наук, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону и другие.
Достаточно широко монография представлена и дагестанскими учеными: Билалов Мустафа Исаевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии и теории познания Дагестанского государственного университета, член экспертной комиссии по теологии Высшей аттестационной комиссии Министерствa образования и науки Российской Федерации, г. Махачкала; Буттаева Асият Магомедовна, доктор философских наук, профессор кафедры онтологии и теории познания Дагестанского государственного университета, г. Махачкала; Джабраилов Юсуп Джабраилович, кандидат политических наук, научный сотрудник
Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала.
Таким образом, примечательностью данной монографии является широкая география регионов и научных центров, которые представляют авторы. Это ученые как польских университетов (Варшавский университет, Гданьский университет, Католический люблинский университет Иоанна Павла Второго, Военная техническая академия, Высшая торговая школа им. короля Стефана Баторы в Пиотркув-Трибунальский, Училище Яна Выжковского в Польковице, Высшая школа международных отношений и общественных связей в Хелме), так и российских университетов, научных центров (Адыгейский государственный университет, Институт социологии и региoноведения Южного федерального университета, Пятигорский государственный университет, Дагестанский государственный университет, Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН, Центр этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН).
Монография состоит из трех частей. В первой раскрывается общая
картина религиозной и политической ситуации на Северном Кавказе. Вторая часть раскрывает различные аспекты религиозной деятельности через призму действия механизмов безопасности. Третья часть посвящена деятельности религиозных элит в республиках кавказского региона.
Содержание работы открывает обобщающая глава покойного профессора Анджея Ходубского, который представил и объяснил конфессиональную специфику Северного Кавказа. По его мнению, религия является важным звеном, соединяющим разнообразие национальностей и этнических групп в региональное единство.
В работе отмечается, что ислам на протяжении многих веков являлся фактором консолидации для местных обществ, определял направленность их образа жизни, формировал их идентичность и укреплял этноцентризм. Этнический характер ислама проявился всегда, но особенно он выразился на начальном этапе процесса национально-религиозного возрождения. В результате действия этого фактора в 1989 году было ликвидировано Духовное управление мусульман Северного Кавказа и спонтанно созданы республиканские и моноэтнические муфтияты. Децентрализация и соперничество укрепили сепаратистские тенденции в традиционном исламе, что благоприятствовало деятельности лидеров «нетрадиционного ислама», пропагандирующих идеи глобальной уммы – мирового сообщества мусульман, стремящегося вытеснить национализм и трайбализм из религии и создавая альтернативные структуры.
В последующие годы попытки объединения мусульман региона принесли лишь частичные результаты. Так в 1998 году был создан Координационный центр мусульман Северного Кавказа, который проделал большую работу, но, к сожалению, не разрешил религиозные и политические разногласия и споры региональных мусульманских лидеров. Особенно важные последствия для исламизации политики и политизации ислама связаны с расколом между традиционным исламом («официальным», «региональным», национализированным», «синкретическим», «толерантным») и нетрадиционным («неофициальным», «ортодоксальным», «чистым», «фундаменталистским», «пуританским», «салафитским», «ваххабитским» и т.д.). Многие стороны этот раскола подробно описаны авторами этой монографии и они касаются ключевых проблем, в том числе теологии и догматики, связи политики и ислама, его роли в частной и общественной жизни. Каждое течение (суфизм, салафизм, ваххабизм и др.), их группы, братства и джамааты ссылаются на собственные аргументы, находя обоснование в Коране.
Одновременно с национально-религиозным возрождением, реанимировались старые и возникают новые противоречия и споры. Многие из них проявлялись в специфических столкновениях фундаменталистов с модернистами, авторитаризма с демократией, клерикализма с секуляризацией, сепаратизма с консолидацией. Первоначально они происходили в условиях политизации ислама, формирования режимов и этнократических элит. Со временем этот процесс исламизации политики ускорился и уже в конце 90-х годов 20-го века религиозные факторы стали доминировать в политической жизни.
В последние годы в мусульманских республиках существует тенденция укрепления доминирующей роли ислама. На это указывают существующие количественные и качественные данные об исламских общинах в регионе. Эти и другие проблемы получили достаточно полное отражение в коллективной монографии.
Сказанное означает, что особое значение приобретает региональный и религиозный компоненты, которые применительно к Северному Кавказу обеспечивается за счет:
— изучения этноконфессиональных отношений и знания специфики поликонфессиональной этносферы СКФО;
— определения места субъектов РФ СКФО в системе северокавказского межрегионального взаимодействия;
— адаптации техник и технологий деятельности органов государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ СКФО к содержанию и динамке этноконфессиональных отношений.
Можно отметить, что в СКФО реализуется особая модель гражданского общества, которая построена и функционирует на основе групповых
этноконфессиональных интересов. Данная модель, как раскрывается в монографии, представляется если не однозначно продуктивной, то объективно обоснованной, так как она предоставляет жителям региона реализовать свои жизненные интересы, во-первых, как традиционные и социально имманентные с высокой эмоциональной составляющей, во-вторых, как жизнеспособные и социально перспективные с высокой инновационной составляющей.
В заключение остается поблагодарить наших польских ученых за прекрасное знание сути культурной и религиозной проблематики Северного Кавказа, за отсутствие «критиканства», за благожелательность, конструктивизм и искреннее желание региону в решении всех проблем экономического и культурного развития. Эта монография – реальный пример, показывающий, в каком направлении нужно двигаться народам и странам.