X
12:14 23.10.2017

Большой труд российских и польских ученых

Камиль Магомедов, доцент кафедры онтологии и теории познания Дагестанского государственного университета.
153

Недавно вышел чрезвычайно  важный для изучения отечественного и зарубежного опыта кавказского регионоведения труд – российско-польская  коллективная монография «Северный Кавказ: религии, политика, элиты, безопасность (Научная редакция  Тадеуша Бодио)», опубликованная в Варшаве на русском и польском языках.  Представленные в ней материалы  связаны  с предыдущими научно-исследовательскими проектами, посвященными политической трансформации Северного Кавказа, результаты которых отражены в ряде публикаций, изданных в редакционной серии «Власть-Элиты-Лидерство».  Настоящий проект явился  очередной попыткой анализа  трансформации Северного Кавказа в контексте религиозно-политических процессов, деятельности религиозно-политических элит, обеспечения безопасности. Основной упор был сделан на описание  особенностей становления и развития ислама, взаимодействие ислама и политики, исламизации политической жизни, проявлений экстремизма и терроризма.

Вдохновителем и идеологом   этого фундаментального  исследования, объемом почти 600 стр. явился, к сожалению скончавшийся,  Ходубски Анджей – известный  польский политолог, историк, исследователь Кавказа, Центральной Азии, профессор,  член Польской ассоциации политических наук и Комитета политических наук Польской академии наук. Международный коллектив ученых в память о его заслугах в исследовании проблем Северного Кавказа уже выпустил в 2015 г. две монографии. Данное коллективное исследование  также явилось очередной формой выражения уважения к этому известному у нас и за рубежом польскому ученому.

Организатором же данной коллективной монографии, рубежной для северокавказского регионоведения, явился  известный польский ученый  Бодио Тадеуш – член Комитета политических наук Польской академии наук,доктор политических наук, профессор, руководитель кафедры восточных исследований Института политических наук  Варшавского университета.

Российскую сторону в коллективной монографии представляют много известных философов, политологов, культурологов и религиоведов: Акаев Вахит Хумидович, доктор философских наук, профессор, академик Академии наук Чеченской Республики, эксперт Российской академии наук, г. Грозный; Арсанукаева Малика Султановна, доктор юридических наук, профессор Всероссийского университета юстиции (РПА Минюста России), г. Москва; Аствацатурова Майя Арташесовна,  доктор политических наук, профессор, директор Центра этнополитических исследований Пятигорского государственного университета, руководитель Северо-Кавказского отделения Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, член комиссии по миграционным вопросам Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, г. Пятигорск; Ляушева, Светлана Аслановна, доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп; Добаев Игорь Прокопьевич, доктор философских наук, профессор, эксперт Российской академии наук, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону и другие.

Достаточно широко монография представлена  и дагестанскими учеными: Билалов Мустафа Исаевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии и теории познания Дагестанского государственного университета, член экспертной комиссии по теологии Высшей аттестационной комиссии Министерствa образования и науки Российской Федерации, г. Махачкала;  Буттаева Асият Магомедовна,  доктор философских наук, профессор кафедры онтологии и теории познания Дагестанского государственного университета, г. Махачкала; Джабраилов Юсуп Джабраилович, кандидат политических наук, научный сотрудник

Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала.

Таким образом, примечательностью данной монографии является широкая география регионов и научных центров, которые представляют авторы.  Это   ученые  как польских университетов  (Варшавский университет, Гданьский университет, Католический люблинский университет Иоанна Павла Второго, Военная техническая академия, Высшая торговая школа им. короля Стефана Баторы в Пиотркув-Трибунальский, Училище Яна Выжковского в Польковице, Высшая школа международных отношений и общественных связей в Хелме), так и российских университетов, научных центров (Адыгейский государственный университет, Институт социологии и региoноведения Южного федерального университета, Пятигорский государственный университет, Дагестанский государственный университет, Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН, Центр этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН).

Монография состоит из трех частей. В первой раскрывается общая

картина религиозной и политической ситуации на Северном Кавказе. Вторая часть раскрывает различные аспекты религиозной деятельности через призму действия механизмов безопасности. Третья часть посвящена деятельности религиозных элит в республиках кавказского региона.

Содержание работы открывает  обобщающая глава покойного  профессора  Анджея Ходубского, который представил и объяснил конфессиональную специфику Северного Кавказа. По его мнению, религия является важным звеном, соединяющим разнообразие национальностей и этнических групп в региональное единство.

В работе отмечается, что ислам на протяжении многих веков являлся фактором  консолидации для местных обществ, определял направленность их образа жизни, формировал их идентичность и укреплял этноцентризм. Этнический характер ислама проявился всегда, но особенно он выразился  на начальном этапе процесса национально-религиозного возрождения. В результате действия этого фактора в 1989 году было ликвидировано Духовное управление мусульман Северного Кавказа и спонтанно созданы республиканские и моноэтнические муфтияты. Децентрализация и соперничество укрепили сепаратистские тенденции в традиционном исламе, что благоприятствовало деятельности лидеров «нетрадиционного ислама», пропагандирующих идеи глобальной уммы – мирового сообщества мусульман, стремящегося  вытеснить национализм и трайбализм из религии и создавая альтернативные структуры.

В последующие годы попытки объединения мусульман региона  принесли лишь частичные результаты. Так в 1998 году был создан Координационный центр мусульман Северного Кавказа, который проделал большую работу, но,  к сожалению,  не разрешил религиозные и политические разногласия и споры  региональных мусульманских лидеров. Особенно важные последствия для исламизации политики и политизации ислама связаны с расколом между традиционным исламом («официальным», «региональным», национализированным», «синкретическим», «толерантным») и нетрадиционным («неофициальным», «ортодоксальным», «чистым», «фундаменталистским», «пуританским», «салафитским», «ваххабитским» и т.д.). Многие стороны этот раскола подробно описаны  авторами этой  монографии и они касаются ключевых проблем, в том числе теологии и догматики, связи политики и ислама, его роли в частной и общественной жизни. Каждое  течение (суфизм, салафизм, ваххабизм и др.), их группы, братства и джамааты ссылаются на собственные аргументы, находя обоснование в Коране.

Одновременно с национально-религиозным возрождением, реанимировались старые и возникают новые противоречия и споры. Многие из них проявлялись в специфических столкновениях фундаменталистов с модернистами, авторитаризма с демократией, клерикализма с секуляризацией, сепаратизма с консолидацией. Первоначально  они происходили в условиях политизации ислама, формирования режимов и этнократических элит. Со временем  этот процесс исламизации политики ускорился и уже в конце 90-х годов 20-го века религиозные факторы стали доминировать в политической жизни.

В последние годы в мусульманских республиках существует тенденция укрепления доминирующей роли ислама. На это указывают существующие количественные и качественные данные об исламских общинах в регионе. Эти и другие  проблемы получили достаточно полное отражение в коллективной монографии.

Сказанное означает, что особое значение приобретает региональный и религиозный компоненты, которые применительно к Северному Кавказу обеспечивается за счет:

— изучения этноконфессиональных отношений и знания специфики поликонфессиональной этносферы СКФО;

— определения  места субъектов РФ СКФО в системе северокавказского межрегионального взаимодействия;

— адаптации техник и технологий  деятельности органов государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ СКФО к содержанию и динамке этноконфессиональных отношений.

Можно отметить, что в СКФО реализуется особая модель гражданского общества, которая построена и функционирует на основе  групповых

этноконфессиональных интересов. Данная модель, как раскрывается в монографии,  представляется если не однозначно продуктивной, то объективно обоснованной, так как она предоставляет жителям региона реализовать свои жизненные интересы, во-первых, как традиционные и социально имманентные с высокой эмоциональной составляющей, во-вторых, как жизнеспособные и социально перспективные с высокой инновационной составляющей.

В заключение остается поблагодарить наших польских ученых за прекрасное знание сути культурной и религиозной проблематики Северного Кавказа, за отсутствие «критиканства», за благожелательность, конструктивизм и искреннее желание региону в решении всех проблем экономического и культурного развития. Эта монография – реальный пример, показывающий, в каком направлении нужно двигаться народам и странам.

Похожие

Не просто город

63
Город, в котором ты родился и вырос, никогда не будет для тебя просто городом. В нем –...

Праздник книги на берегу Каспия

72
Когда в 2012 году в Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова...

Книга несёт добро

18
В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова состоялся антитеррористический...

Ополченец из Гигатли

17
Трагические военные события 1999 года в Дагестане надолго останутся в памяти народа. Дагестан...

Книга о долге и чести

14
В Музее боевой славы им. В. Макаровой в рамках масштабной всероссийской акции «Ночь музеев»...

Герои моего времени

59
Человек, гражданин, журналист, чьё имя не нуждается в комментариях, написал новую, уже пятую...

Статьи из «Общество»

Нам есть что защищать!

23
Наступивший 2025-й Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил назвать Годом...

Удачный год лётчика Юсупа Акаева

17
Выдающийся летчик, Герой Советского Союза Юсуп Акаев (на...

Красный флаг над стенами рейхстага

13
Наступивший 2025 год – особенный. Это год 80-летия Великой...

Оставляем след в истории

10
Планета Земля окутана разными сферами: экзосфера, термосфера, стратосфера, тропосфера и другие, которые и образуют нашу атмосферу – воздушную обитель...

Встреча с инспектором ДПС

9
Имеет ли право инспектор ГАИ интересоваться подробностями личной жизни водителя, задавая...

Похищение рыжей

10
Однажды Магомед Сулиманов, человек, способный на самые сногсшибательные поступки, позвонив...

Говорящая «аварийка»

5
Кнопка с красным треугольником превратилась в универсальное средство коммуникации на дороге. При этом «аварийка», напомним, была задумана совсем не для того,...

Советский джип ГАЗ-69

10
История знаменитого ГАЗ-69 началась в 1946 году, когда Советскому Союзу потребовался новый...

LED-лампы в фарах

24
Многие автомобилисты в свои не очень современные автомобили норовят вместо галогенных...

Новые, редкие и исчезающие

19
_ Почти 50 тысяч гектаров площади, объединяющих в себе экосистемы двух разных участков:...

Встреча с инспектором ДПС

12
Имеет ли право инспектор ДПС интересоваться подробностями личной жизни водителя, задавая вопросы вроде: «Куда направляетесь? Какова цель поездки?». Почему...

Первый и в бою, и в труде

13
Весной 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны с фашистской Германией, Абдулгамида Шейхмагомедова односельчане выбрали председателем колхоза имени...