Брак – дело серьезное
Декабрь 1883 г. Военный министр Российской империи в приказе по своему ведомству изложил, что «Государственный Совет... постановил следующее правило:
«Женам нижних чинов, совершивших побег со службы, пропавших на войне без вести и взятых неприятелем в плен, дозволяется просить о расторжении брака по истечении пяти лет с того времени, когда мужья их бежали со службы, пропали без вести или взяты в плен, если они остаются при том неразысканными».
Август 1916 г. Комиссия по реформе бракоразводного процесса установила новый повод к разводу. Она признала, что, «исходя из тех начал, что основой брака должна быть чистота христианской жизни, измена одного из супругов православию является фактором, могущим расторгнуть брак. Причем если православный супруг переходит в какое-нибудь другое вероисповедание, то возбуждение дела о разводе может состояться лишь в том случае, если отпавший от православия склоняет к тому же и другого супруга. При переходе же в иноверие считается достаточным самый факт измены христианству».
Можно опустить рассуждения о том, не ущемлены ли были тем самым в делах о разводах права на личную духовную жизнь, на религиозные предпочтения, или о том, не слишком ли долог срок в пять лет быть, что называется, «соломенной вдовой». Но разве можно не подчеркнуть еще раз ту степень серьезности отношения к институту брака, которая вместе с дореволюционной Россией в большинстве жизненных случаев растаяла в дымке времени?