До сих пор спорят, что имел в виду автор формулы E=MC2 Альберт Эйнштейн, когда в очередной раз позировал подоспевшему репортеру, показал фотообъективу язык – этот снимок обошел весь мир: ну что, надул я всех вас своей мудреной теорией относительности и кривизной пространства? Или: накось выкуси, месье Пуанкаре, ты ведь был в двух шагах от открытия, но сделал это я! Может быть, высунутый язык был адресован участковому врачу, который прозевал у физика гастрит? В то время лучшим гастроскопом для терапевта был язык.
Бог его знает! В мире действительно все относительно. В том числе и искусство пения. Скажем, если я вытяну из своих голосовых связок какую-нибудь аварскую руладу, то Великая Примадонна погрозит мне своим августейшим пальчиком, хотя этот жест ох как был уместен в свое время для ее собственной дочери – теперь же кто остановит неумолчную фанеру распевшегося чада?
Или, допустим, цыкнет могучим басищем Шаляпин на пустившего своим тенорком петушка при покорении верхнего «ля» Баскова или же запутавшегося в лабиринтах фа-диеза и до-минора со своим баритончиком Киркорова — так это относительная разница между громогласным талантом и тщедушной попсой. Попса она всегда и есть попса.
Но бурановские бабушки? Ого-го! Глас народа, однако. Глас настоящий, живой, с задоринкой и внутренней неподдельной искрой, которой и живы простецкая крестьянская душа и сила земли русской. Простецкая-то простецкая, но ведь, если приглядеться, там же пересмешник мудрый сидит, глаголящий по-аглицки, может быть, только для того, чтобы напомнить миру, что на свете существует еще и удмуртский язык!
Ну, спасибо, бабули! Спасибо, родненькие! Вот только, когда возвращались из Баку в родное Бураново, почему не задержались в Дагестане? Ведь тут у нас есть дедушки-джигиты в Эрпели, тоже хором вокал исполняют. Глядишь, вытащили бы саксаулистые аксакалы из гъамасов-сундуков свои черкески да папахи и…
А почему бы и нет? Если есть кто вдовый или какая вдовая, то прямехонько в ЗАГС. И в таком разе теперича мы запросто в следующем евроконкурсе первое место захомутаем, и получится большой дагестанско-удмуртский сабантуй. Асса!
Однако надобно спуститься с эстрады на землю и теперь, после триумфа бурановских бабушек, новым, свежим взглядом оглядеть российскую эстраду. Узнаю родную! Это хорошо, когда что-то узнаваемо. Скажем, огонек туристского лагеря, если ты заблудился в лесу и, слава Богу, целым вышел на бивак. Или же затерялась в демографических дебрях старая любовь, и вдруг в толпе промелькнуло любимое лицо – счастье-то какое!
Но когда на эстраде, размноженной всеми ТВ-каналами, опять и опять появляются одни и те же самовлюбленные лица, одни и те же потерявшие не только чувство меры, но и элементарное чувство совести фигуранты, то такая узнаваемость, как сказал бы спортивный комментатор Н.Озеров, нам не нужна. Дайте, наконец, экран и микрофон другим. В России, знаете ли, 150 млн (миллионов!) человек, и среди них есть очень много талантливых людей – дайте же им дорогу!
Как это сделать? Мой рецепт: на балахон Пугачевой наденьте шляпу Боярского, украсьте полученную конфигурацию макияжной маской Гузеевой, блудливой мордашкой Моисеева, двухнедельной щетиной Урганта и цыганскими кудрями Киркорова. Всю эту богемную субстанцию под наблюдением Маслякова пусть Цекало отнесет в паноптикум и сам там останется – мы, телезрители, малость отдохнем от этой напасти. Да, чуть не забыл: декретный отпуск Кристине Орбакайте продлить до второго пришествия, а Лолите выделить из госказны двойной материнский капитал, чтобы тоже поехала в Майами рожать – как минимум около трех лет (предельный срок декретного отпуска) ее на телеэкране не будет видно.
Удивительное дело, как бурановских-то старушек не затерли?!