Человек, который построил Махачкалу
Махачкала – молодой город, ему чуть более 160 лет. О нем вроде бы мы знаем почти все: городу посвящены тысячи научных трактатов и не меньшее количество научно-популярных изданий. Но, как оказалось, в его истории все же остаются белые пятна.
Городской миф
Долгое время неизвестным оставалось имя основателя города. Ученые-историки не давали ответа на этот вопрос, а образовавшийся вакуум знаний явочным порядком решили заполнить политики. Около пятнадцати лет назад власти Махачкалы один из центральных проспектов города назвали именем российского императора Петра I и торжественно открыли ему памятник. Тогда чиновники активно пропагандировали миф о Петре как основателе города. Чтобы никто не сомневался в исторических предпочтениях городских властей, они отлили из металла главные слова: «От благодарного дагестанского народа основателю города Петру I».
Новый миф попал в подготовленную почву. На фоне катастрофической деградации массового и профессионального образования общество, кажется, его восприняло как исторический факт. Сегодня не только школьники и студенты, но и многие взрослые считают именно Петра I основателем столицы нашей республики.
Конечно, лестно ставить бесхозную и грязную Махачкалу в один ряд с культурной столицей страны – с Санкт-Петербургом. Но город на Неве – действительно творение первого российского императора. А какое Петр I имеет отношение к строительству города на берегу Каспия?
Из исторических хроник известно, что во время Персидского похода в 1722 году царь разбил на горе Анжи-арка свой лагерь, потом вместе со свитой на этом месте воздвиг из камней пирамиду. Легенды гласят, что монарх якобы завещал построить там порт и город. Собственно, на этом месте сегодня и стоит Махачкала. И – всё.
Но настойчиво продолжаем искать следы царя-реформатора в истории Махачкалы. Открываем популярное дореволюционное издание – Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, читаем: «Петровск – портовый город Дагестанской области, при Каспийском море; возник в 1857 г. из форштадта укрепления Петровского, основанного в 1844 г. на месте, где, по преданию, был лагерь Петра Великого 12-16 августа 1722 г.». Как видим, российский император имел к Петровску (Махачкале), мягко говоря, косвенное отношение. Новое укрепление, преобразованное впоследствии в город, на юге империи появилось только через 119 лет после смерти Петра I, и в силу объективных причин великий реформатор не мог участвовать в этом процессе.
Укрепление Петровское
Официальная история Махачкалы берет начало со строительства русских крепостей на юге империи в первой половине XIX века. После Персидского похода Петра I еще почти сто лет продолжалась борьба между Россией, Ираном и Турцией за господство на Кавказе. В 1813 году наконец был заключен Гюлистанский мирный договор, по которому Турция и Иран отказывались от своих притязаний на Дагестан и другие территории Каспийского региона. Теперь Российская империя покоряла новые земли. Снабжение войск, участвующих в боях с горцами, преимущественно шло водным путем: так было дешевле и быстрее. Военное командование крайне нуждалось в надежной крепости на побережье Каспия, которая имела бы пристань для выгрузки идущих из Астрахани военных грузов и провианта.
Крепость Бурная – первое укрепление, которое должно было выполнять функции основной хозяйственной базы русских войск в Дагестане. Ее построили на горе Тарки-тау. Вооружение, продовольствие и стройматериалы в начале XIX века с казенных судов выгружали прямо на открытый берег, а потом доставляли в расположенную недалеко крепость.
Но скоро русское военное командование вынуждено было признать, что Бурная не стала надежной защитой ни резиденции местных правителей, ни морского побережья, которое начинало приобретать большое значение для снабжения царских войск, воюющих в Дагестане. После очередного набега отрядов горцев, когда войска потеряли все свои склады, а солдаты чудом спаслись от гибели, командование перевело гарнизон с горы Тарки-тау в укрепление Низовое.
В конце весны 1844 года на заросшем камышом берегу Каспийского моря началось строительство нового укрепления. «Для отвращения познанных опытом неудобств… признано более соответствующим потребности воздвигнуть укрепление в 7 верстах от Тарков на скалистом взгорье, отдельно поднявшемся из плоскости, вдоль берега, в расстоянии саженей 300 от моря», – пишет историк Иван Костемеревский.
Главнокомандующий русскими войсками на Кавказе граф Воронцов, побывав на строительстве крепости, остался доволен его ходом: «Петровское укрепление, вполне удовлетворяя своей цели, будет надежным складочным приморским пунктом для Северного Дагестана».
К репость со слободкой стали разрастаться. Первые дома и дворы вокруг крепости образовали девять небольших кварталов, четыре улицы, пять переулков и две площади – одна торговая, а другая – для военных парадов. Так с этого нового русского укрепления на берегу Каспийского моря и начинается официальная история Махачкалы. Но кто его построил?
Забытое имя
В многочисленных исторических исследованиях дагестанских ученых мы не нашли какой-либо информации о главном строителе крепости. Но, как известно, дилетантам часто везет. Поиски нескольких лет в Махачкале, Москве и Санкт-Петербурге увенчались успехом: в архивах Главного инженерного училища обнаружены очень интересные документы. Теперь нам доподлинно известно, что автором проекта крепости был военный инженер Георгиевский кавалер Карл Филиппович Постельс и он лично руководил строительными работами. В исторической справке, датированной 1869 годом, записано: «Деятельность Постельса (бывшего впоследствии начальником инженеров на Кавказе) в высшей степени замечательна: под его руководством уже в 40-х годах появилось много укреплений. По его проекту была возведена на берегу Каспийского моря крепость Петровск вся из тесанного камня, оконченная в 1848 г.».
Удалось также установить, что Карл Постельс в 1819 году в возрасте 17 лет окончил Главное инженерное училище, а в 1821 году – офицерские классы этого училища. Служил в Севастополе. Участвовал в строительстве многих фортификационных сооружений на Черном море и на Кавказе. До 1843 года Карл Постельс – начальник инженеров 1 отделения Черноморской береговой линии.
В воспоминаниях участника Кавказской войны генерала Мелентия Ольшевского «Кавказ с 1841 по 1866 год» мы нашли вот еще такой интересный эпизод об этом периоде службы Постельса: «Генерал Раевский (начальник Черноморской береговой линии – авт.) отправился… в Таганрог, где нужно было распорядиться заготовкой и доставкой материалов для усиления всех укреплений береговой линии и постройки везде каменных пороховых погребов. Проект всех этих работ сделан был военным инженером, подполковником Постельсом, которого при случайном проезде через Керчь г. Раевский силой задержал у себя и донес об этом Военному министру. Постельс служил в Севастополе и был, конечно, очень рад своевольству своего нового начальника. Это был очень хороший инженер и честный человек».
Из документов штаба императорской армии удалось установить, что позже по Высочайшему повелению подполковник был послан на Кавказ для инженерных работ. Он назначен на должность начальника инженеров Отдельного Кавказского корпуса, был командиром Грузинского инженерного округа. Как свидетельствуют архивные документы, деятельность военных инженеров на Кавказе была чрезвычайно разнообразна: кроме множества укреплений и устройства помещений для различных запасов, одних воинских зданий, возведенных инженерами, насчитывается более 3 тысяч. Под руководством Карла Постельса в 40-х годах ХIХ века на Кавказе появилось много укреплений. Благодаря его стараниям техническая часть вновь возводимых укреплений, по мнению современников, стала заметно совершенствоваться. В воспоминаниях они пишут, что в дагестанских горах, в частности, использовали «складные мосты и блокгаузы, которыми страстно увлекались инженеры, в особенности глава этого ведомства на Кавказе, генерал Постельс, любимец корпусного командира».
Генерал Карл Постельс – основатель Махачкалы
Военный инженер Карл Постельс участвовал в боевых вылазках, дослужился до генерала, награжден орденами св. Анны 2-й степени, св. Станислава 2-й степени, св. Георгия 4-й степени, св. Владимира 3-й степени. Воинские его заслуги Российской империей также отмечены Золотой шашкой с надписью «За храбрость», Знаком отличия военной доблести 4-й степени и Знаком отличия беспорочной службы за 20 лет. Умер генерал-майор в 1854 году и похоронен в Санкт-Петербурге.
Вот такая богатая и интересная биография у человека, чья судьба, как оказалось, неразрывно связана с историей нашего города. В архивах обнаружены документы, которые помогли восстановить также родословную этого талантливого военного инженера. Карл Постельс, как установлено, родился в семье обрусевшего немца. Известно, что первым представителем семьи Постельс, поселившимся в пределах Российской империи, был лютеранский пастор Готфрид Людвиг Филипп Постельс родом из Штеттина.
После ухода на пенсию отец многочисленного семейства пастор Постельс переехал в Дерпт, где умер в окружении детей и внуков в день своего 57-летия 15 августа 1814 года. Его последний сын появился на свет всего за восемь месяцев до кончины отца. Удивительно, но ни один из сыновей пастора не избрал служение на духовном поприще. Три врача, два педагога и четыре офицера – вот профессии сыновей пастора Постельса. А один из них – Карл – стал выдающимся русским военным инженером.
Теперь мы доподлинно знаем, что первый камень в основание столицы нашей республики заложил русский военный инженер Карл Филиппович Постельс. Архивные документы свидетельствуют, что именно он с 1844 по 1848 год строил крепость на берегу Каспийского моря. Позже это укрепление и образовавшуюся вокруг него слободу преобразовали в город. Было бы честно перед историей назвать именно генерал-майора Карла Постельса основателем столицы Дагестана и вернуть это достойное имя из небытия. В результате мы не только восстановим справедливость, но в истории нашего города одним белым пятном станет меньше.