Чопперы выбирают сердцем
Люди часто слышат слово «чоппер», но не все понимают, что оно означает. Многим достаточно понимания, что это мотоцикл, ну и на том спасибо, другие уверены, что это тяжелый мотоцикл с далеко вынесенным передним колесом и задранным вверх рулем, третьи видят вальяжно развалившегося на сиденье вперед ногами толстого мотоциклиста с бородой в немецкой каске с рогами. И в самом деле, чопперы – это целое направление мотоциклостроения со своими ответвлениями и богатой историей.
Часто говорят слово «чоппер», когда имеется в виду совсем другой тип мотоцикла. Например, круизёр. Между тем чоппер и круизёр представляют собой кардинально разную технику. Тем не менее в русском языке слово «чоппер» прочно закрепилось в разговорной речи.
Что же такое чоппер? Это агрессивное короткое крыло над широченным задним колесом, увеличенная вилка переднего колеса с большим углом наклона и, конечно же, одиночное маленькое сиденье, предназначенное только для водителя. Есть такое англоязычное выражение «Chop it like you stole it!», которое можно перевести как «отрежь всё лишнее». В другом контексте слово «чоппер» означает «обрубок». Это прозвище первоначально закрепилось за кустарно переделанными серийными мотоциклами с удлинённой рамой и передней вилкой. То есть это мотоцикл, у которого «отрубили» всё лишнее. Что, например? На выброс могут пойти крылья, приборная панель, фары, поворотники, большие сиденья и тому подобное «барахло». У вас должна остаться голая вилка, два фонаря (небольшой спереди и совсем крохотный сзади), небольшое сиденье и маленький бачок.
Классический мотоцикл, немного похожий на чоппер, называется «круизёр». Сейчас байки с таким дизайном производят самые разные компании по всему миру. Если вкратце, то круизёр – это мотоцикл, не очень шумный, с сиденьем для пассажира (часто с удобной спинкой), довольно тяжелый. И тут мы приходим к важному свойству: чоппер – это индивидуальная вещь, созданная для конкретного человека или построенная им самим. То есть на заводе чопперы не выпускают. Их делают сами мотоциклисты.
Появились чопперы в 60-х годах XX века. И за время их существования были перепробованы самые разные и безумные идеи их постройки. Постепенно родились отдельные школы и направления, которые оказались более-менее успешными. Сейчас мы не будем рассматривать отдельные школы постройки чопперов для выставок, потому что это огромная тема.
Итак, чоппер – это индивидуальный байк, построенный в определённом стиле со стремлением к минимализму. Как правило, чопперы отличает высокое внимание к деталям, яркая покраска и акцент на механической части. Фантазия мастеров порой просто зашкаливает. Нередко в чопперах используют технические решения, непривычные в современном мире, но как раз отсылающие к классике. Например, было время, когда сцепление выжимали левой ногой, а передачи переключали рукой. Для непосвященных открою «тайну», что на самом деле, как правило, сцепление включается рычагом на левой рукоятке руля мотоцикла, а передачи переключаются левой ногой.
Раньше чопперы казались какими-то несуразными и глупыми. Есть такая фраза: «Настолько страшный, что даже красивый». А ещё это определённая философия. Чоппер – это бунт против обыденности. Это поиск индивидуальности в противовес шаблонам и стандартам. Это стремление обходиться минимально достаточным. В каком-то смысле чопперы можно считать кульминацией философии мотоциклизма. Чопперы выбирают не разумом, а сердцем. Именно поэтому некий персонаж заграничного культового фильма о мотоциклистах сказал: «Если бы Бог ездил на мотоцикле, то это был бы чоппер».