X
08:27 30.09.2015

Что сильнее взрывается: бензин или газ?

Махачкала – это город рынков, банкетных залов и автозаправок. Даже не знаю, есть ли в городе хоть один микрорайон или закоулок, где нет автозаправки, но другого такого города в мире точно нет. И располагаются все эти объекты, как правило, на самых оживленных улицах, а так как в Махачкале царит градостроительный хаос, все эти объекты строят чуть ли не впритык к жилым домам или, наоборот, дома вблизи к уже действующему банкетному залу или, того хуже, к автозаправочной станции. Потому предлагаю смело направить необходимую документацию для внесения нас в Книгу рекордов Гиннесса по разделу плотности строительства АЗС.

Ну, а если серьезно, такое взрывоопасное соседство уже однажды привело к жертвам, и вроде бы администрация города собиралась что-то тогда предпринять. Однако трагедия повторилась, теперь уже на шоссе Аэропорта АЗС «Белнефть», и опять трое погибших. Кстати, автозаправочная станция этой марки по проспекту Акушинского, 17 уже горела в марте 2013 г. То есть каждый год по одной заправке взлетает в воздух.

Почему допустили еще один взрыв? Почему заявленные администрацией города меры не предприняты до сих пор? Чего мы ждем теперь — очередных жертв? После трагедии на АЗС по проспекту Акушинского 9 августа (на снимке), унесшей жизни трех человек, администрацией Махачкалы в оперативном порядке была создана комиссия по проверке автозаправочных станций.

С 20 августа по 20 сентября представители Ространснадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Министерства чрезвычайных ситуаций России по Дагестану и руководители структурных подразделений мэрии проводили рейды по выявлению нарушений требований законодательства. Как итог заключение: более 70 процентов АЗС Махачкалы необходимо перенести за черту города. Кроме того, было заявлено, что больше 80 процентов заправок не соответствуют СНиПам, не выдержано расстояние в 50 метров от жилых строений. А что дальше?

На одном только проспекте Акушинского более 40 заправок. Зачем в центре города такое число АЗС? Тем более что найти хороший бензин на них крайне трудно. Видимо, с этим и связано было решение вынести АЗС из списка пожароопасных объектов. Обычная АЗС без газовых колонок, как объяснил мне еще в прошлом году специалист Ростехнадзора, не является опасным производственным объектом (ОПО) (приказ Ростехнадзора от 4 апреля 2011 г. №168). Если на заправке есть газ, то это уже ОПО.

Однако Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в письме от 2 июня 2005 г. N 11-12/1593 сообщает: «Отдельно стоящие автозаправочные станции как объекты розничной торговли нефтепродуктами не относятся к опасным производственным объектам (ОПО) и не входят в сферу действия Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», вследствие чего оформление лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов не требуется. Вместе с тем автозаправочные станции являются пожароопасными объектами. Лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов находится в компетенции МЧС России».

Вот и пойми: опасные это объекты или нет? Ведь на каждой АЗС города есть и газ, и бензин. И, как показывает практика, горят они за милую душу.

Руководитель же Архнадзора администрации Махачкалы Ибрагим Ибрагимов призвал владельцев заправок подумать о людях. Видимо, просьбы – это и есть весь арсенал воздействия на бензиновый бизнес в нашей столице. Зато во власти столичной администрации заставить соблюдать Закон РФ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который почему-то во всех городах, кроме Махачкалы, хоть как-то соблюдают. Там все автозаправочные станции находятся за чертой города, и их размещение осуществляется с инженерно-техническим сопровождением, с определением противопожарных расстояний от зданий, сооружений и строений АЗС до граничащих с ними объектов.

Интересно, что буквально за пару месяцев до этого руководитель Ростехнадзора по Дагестану Закарья Алимурзаев заявил: ни одна автозаправочная станция не получит лицензию до тех пор, пока на них остаются нарушения правил безопасности.

— В течение 8 месяцев я пытался найти в республике автозаправочную станцию, которая бы соответствовала всем нормам и правилам, чтобы представить ее в Москву и сказать, что такая в регионе есть. Я не нашел ни одной, — заявил тогда З.Алимурзаев. — За мою деятельность в управлении ни одна заправочная станция, на территории которой есть нарушения правил безопасности, лицензии не получила и не получит. От этого зависят сохранность вашего имущества, вашей жизни и жизни других людей. Необходимо обеспечить безопасность и работать в соответствии с законом.

Вопрос в том, почему же АЗС работали и работают до сих пор? И если у города нет других рычагов, почему бы не привлечь владельцев за незаконное предпринимательство и неуплату налогов, ведь если мы правильно понимаем: раз нет лицензии – нет заправки. Хорошо бы, если эта формула стала явью и у нас на самом деле не осталось бы ни одной АЗС без лицензии.

Статьи из «Общество»

Проверок бояться не надо

2
Президент в Послании Федеральному Собранию предложил отменить с 2025 года мораторий на...

Полёт нормальный. Дагестанским профсоюзам — 105 лет

5
Профсоюз. Кому-то это слово знакомо с детства, кто-то, кто моложе, с недоверчивым прищуром...

Доступная среда: жизнеобеспечение и комфорт

9
Известно, что степень развитости общества...

Суть ДОСААФ – Родину защищать

15
Это оборонное общество в разные годы носило разные названия: ОСОАВИАХИМ, ДОСААФ, РОСТО, но сохранило суть – Родину защищать. И...

На развитие туризма

4
В 2025–2027 годах из федерального бюджета будет направлено 15 млрд рублей на поддержку инвестиционных проектов по созданию модульных средств размещения туристов,...

С доблестью и отвагой – к победе

4
На площадке Дагестанского государственного университета состоялся молодёжный форум «Власть и общество: доблесть – отвага –...

«Ферритовая» память горцев

37
Мне посчастливилось быть свидетелем невиданного за всю историю нашей республики прорыва в...

Повторно не накажут

10
Конституционный суд РФ запретил наложение на одного водителя двух разных видов наказаний за...

Автосервис и клиент: будем дружить

6
В России с 1 сентября вступят в силу обновленные правила...

Нет ОСАГО – получи штраф

12
Начало автоматического взыскания штрафов с автовладельцев, не имеющих действующего полиса...

2025 № 102

6 часов назад