Что сильнее взрывается: бензин или газ?


Махачкала – это город рынков, банкетных залов и автозаправок. Даже не знаю, есть ли в городе хоть один микрорайон или закоулок, где нет автозаправки, но другого такого города в мире точно нет. И располагаются все эти объекты, как правило, на самых оживленных улицах, а так как в Махачкале царит градостроительный хаос, все эти объекты строят чуть ли не впритык к жилым домам или, наоборот, дома вблизи к уже действующему банкетному залу или, того хуже, к автозаправочной станции. Потому предлагаю смело направить необходимую документацию для внесения нас в Книгу рекордов Гиннесса по разделу плотности строительства АЗС.
Ну, а если серьезно, такое взрывоопасное соседство уже однажды привело к жертвам, и вроде бы администрация города собиралась что-то тогда предпринять. Однако трагедия повторилась, теперь уже на шоссе Аэропорта АЗС «Белнефть», и опять трое погибших. Кстати, автозаправочная станция этой марки по проспекту Акушинского, 17 уже горела в марте 2013 г. То есть каждый год по одной заправке взлетает в воздух.
Почему допустили еще один взрыв? Почему заявленные администрацией города меры не предприняты до сих пор? Чего мы ждем теперь — очередных жертв? После трагедии на АЗС по проспекту Акушинского 9 августа (на снимке), унесшей жизни трех человек, администрацией Махачкалы в оперативном порядке была создана комиссия по проверке автозаправочных станций.
С 20 августа по 20 сентября представители Ространснадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Министерства чрезвычайных ситуаций России по Дагестану и руководители структурных подразделений мэрии проводили рейды по выявлению нарушений требований законодательства. Как итог заключение: более 70 процентов АЗС Махачкалы необходимо перенести за черту города. Кроме того, было заявлено, что больше 80 процентов заправок не соответствуют СНиПам, не выдержано расстояние в 50 метров от жилых строений. А что дальше?
На одном только проспекте Акушинского более 40 заправок. Зачем в центре города такое число АЗС? Тем более что найти хороший бензин на них крайне трудно. Видимо, с этим и связано было решение вынести АЗС из списка пожароопасных объектов. Обычная АЗС без газовых колонок, как объяснил мне еще в прошлом году специалист Ростехнадзора, не является опасным производственным объектом (ОПО) (приказ Ростехнадзора от 4 апреля 2011 г. №168). Если на заправке есть газ, то это уже ОПО.
Однако Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в письме от 2 июня 2005 г. N 11-12/1593 сообщает: «Отдельно стоящие автозаправочные станции как объекты розничной торговли нефтепродуктами не относятся к опасным производственным объектам (ОПО) и не входят в сферу действия Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», вследствие чего оформление лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов не требуется. Вместе с тем автозаправочные станции являются пожароопасными объектами. Лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов находится в компетенции МЧС России».
Вот и пойми: опасные это объекты или нет? Ведь на каждой АЗС города есть и газ, и бензин. И, как показывает практика, горят они за милую душу.
Руководитель же Архнадзора администрации Махачкалы Ибрагим Ибрагимов призвал владельцев заправок подумать о людях. Видимо, просьбы – это и есть весь арсенал воздействия на бензиновый бизнес в нашей столице. Зато во власти столичной администрации заставить соблюдать Закон РФ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который почему-то во всех городах, кроме Махачкалы, хоть как-то соблюдают. Там все автозаправочные станции находятся за чертой города, и их размещение осуществляется с инженерно-техническим сопровождением, с определением противопожарных расстояний от зданий, сооружений и строений АЗС до граничащих с ними объектов.
Интересно, что буквально за пару месяцев до этого руководитель Ростехнадзора по Дагестану Закарья Алимурзаев заявил: ни одна автозаправочная станция не получит лицензию до тех пор, пока на них остаются нарушения правил безопасности.
— В течение 8 месяцев я пытался найти в республике автозаправочную станцию, которая бы соответствовала всем нормам и правилам, чтобы представить ее в Москву и сказать, что такая в регионе есть. Я не нашел ни одной, — заявил тогда З.Алимурзаев. — За мою деятельность в управлении ни одна заправочная станция, на территории которой есть нарушения правил безопасности, лицензии не получила и не получит. От этого зависят сохранность вашего имущества, вашей жизни и жизни других людей. Необходимо обеспечить безопасность и работать в соответствии с законом.
Вопрос в том, почему же АЗС работали и работают до сих пор? И если у города нет других рычагов, почему бы не привлечь владельцев за незаконное предпринимательство и неуплату налогов, ведь если мы правильно понимаем: раз нет лицензии – нет заправки. Хорошо бы, если эта формула стала явью и у нас на самом деле не осталось бы ни одной АЗС без лицензии.
Статьи из «Общество»
Мудрость, рожденная в горах

России судьбоносный путь

Гаранты Конституции

Второй век ветерана

Победа в музейных экспонатах

Духовный смысл Курбан-байрама

История одного села: Кубачи

Любовная травма
