День в календаре. 1 июня
Декретом Совнаркома
1 июня 1918 г. был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР». Так было положено начало современному Росархиву, который за свою столетнюю историю неоднократно менял название и подчинённость в системе органов исполнительной власти.
Появилась служба, в ведении которой оказались систематизация и хранение документации, единого государственного архивного фонда страны, то есть формирование и проведение политики в сфере архивного дела. Эта служба создавалась как Главное управление архивным делом при Наркомате просвещения. В дальнейшем она подчинялась ВЦИК РСФСР, НКВД и МВД СССР, Совету Министров РСФСР, а затем Правительству Российской Федерации.
Деятельность Росархива регламентируется нормативными правовыми актами, первые их которых вышли в свет в начале 1990-х годов. Это постановления Правительства РФ, Федеральные законы РФ, Положение «Об Архивном фонде РФ», утверждённое Указом Президента России, а также «Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах». На сегодняшний день руководство Федеральным архивным агентством находится в ведении Президента России. Благодаря работе органов, учреждений и организаций Федерального архивного агентства выработана целая система принципов пополнения архивного фонда, правил и условий хранения документов, а также правил, регламентирующих доступ к документации и работу с ней.
На легроиновом топливе
1 июня 1933 г. в СССР был введен в строй Челябинский тракторный завод. Первой его продукцией стали гусеничные тракторы С-60 мощностью 60 лошадиных сил, работавшие на легроиновом топливе. В 1937 году, освоив производство тракторных дизелей, завод перешел на выпуск более экономичных дизельных тракторов С-65.
В период Второй мировой войны на территории Челябинского тракторного завода возник Танкоград, на котором силами эвакуированных Кировского и Харьковского моторных заводов производились танки Т-34, самоходные установки СУ-152, тяжелые танки KB, ИС-1, ИС-2, ИС-З, ставшие лучшими образцами военной техники того времени. В последующие годы тракторостроители выпускали мощные и высокопроизводительные тракторы С-80, С-100, Т-100МЗ, ДЭТ-250. В начале 1980-х годов завод был реконструирован. Здесь были созданы условия для производства тракторов нового поколения Т-130, Т-170 и ДЭТ-350, а также инженерных машин на их базе. Помимо выпуска тракторов на заводе изготавливались инженерные машины для строительства и коммунального хозяйства, добычи полезных ископаемых и топливно-энергетического комплекса, лесной промышленности и других хозяйственных отраслей.
В годы перестройки прошла реорганизация завода, он стал именоваться УРАЛТРАК (ЧТЗ). Сегодня это промышленное объединение по производству и продаже широкой гаммы колесной и гусеничной дорожно-строительной техники (бульдозеров, трубоукладчиков, фронтальных погрузчиков, мини-тракторов), запасных частей и прочей высокотехнологичной машиностроительной продукции. Потребителями продукции ЧТЗ являются тысячи предприятий России, стран СНГ и дальнего зарубежья различных отраслей деятельности, таких, как нефтегазовая, горнорудная, строительная, лесная и другие.
По материалам открытых источников (calend.ru, wikipedia.org и др.)
Подборку подготовил Шамиль Гарунов