День в календаре. 10 июня
На радость детям
10 июня 1936 г. была создана крупнейшая в СССР студия «Союзмультфильм», которая включила в себя различные мультипликационные мастерские на базе ГУКФ.
Первый мультик, вышедший на киностудии, назывался «В Африке жарко» (1936), он был черно-белым. Через год появились и цветные мультфильмы. В 1947 году был выпущен первый полнометражный рисованный фильм «Конёк-Горбунок». В 1953 году было организовано Объединение кукольных фильмов. Первым его успехом стал мультик «Карандаш и Клякса – веселые охотники». В 1960-1970-х годах выходит созвездие фильмов-сериалов с постоянными персонажами: «Маугли», «Малыш и Карлсон», «Умка», «Ну, погоди», «Бременские музыканты», «Винни Пух», «Крокодил Гена», «Котенок Гав», «Простоквашино» и другие.
К середине 1980-х годов производство советской анимации резко сократилось. В декабре 1989 года «Союзмультфильм» был преобразован в арендное предприятие, а позднее на его базе создано акционерное общество открытого типа «Союзмультфильм». В июне 1999 года по распоряжению Правительства РФ студия была восстановлена в своем первоначальном статусе и зарегистрирована как ФГУП «Киностудия «Союзмультфильм»». На студии был организован художественный совет, в который вошли крупнейшие деятели российской анимации.
За время существования студии создано более полутора тысяч мультфильмов в самых разных жанрах и художественных техниках, многие из которых вошли в «золотой фонд» мировой анимационной классики и получили более 400 международных фестивальных призов и наград.
Фирменный поезд
10 июня 1931 г. советские пассажиры впервые в истории с комфортом проехались в вагоне СВ. Это был первый в сети железных дорог страны фирменный поезд, получивший название «Красная стрела».
Он отправился в 1 час 30 минут из Ленинграда с Московского вокзала и прибыл в столицу на Ленинградский вокзал в тот же день в 11 часов 20 минут. Средняя скорость поезда по тем временам была рекордной – 69,8 км/ч, а в состав входили 12 деревянных вагонов. Кстати, вагоны СВ работники депо специально переделывали из четырехместных купе: верхние полки снимались и на их место вешались зеркала и красивые светильники.
Сначала вагоны «Красной стрелы» были синего цвета. Идея перекрасить их в красный пришла в голову одному из его первых начальников и была одобрена министром путей сообщения. 24 июня 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, регулярное движение поезда вынуждены были прервать. Для того чтобы сохранить составы, один из них был помещен в «царский павильон» на Обводном канале, а другой вместе с маленькими детьми эвакуирован на станцию Цирульск. Движение «Красной стрелы» возобновилось в марте 1944 г.
По материалам открытых источников (calend.ru, wikipedia.org и др.)
Подборку подготовил Шамиль Гарунов