День в календаре. 18 ноября
Первый в мире мотоцикл
18 ноября 1885 г. из Бад-Каннштатта в Унтертюркхайм (пригороды Штутгарта) по набережной реки Неккар с невероятной для того времени скоростью 12 км/ч пронесся первый мотоцикл.
Это был очень оригинальный велосипед с мотором. Рама так же, как и колеса, была изготовлена из дерева. Причем колес было не два, а четыре, и все вместо резиновых покрышек были сверху обиты железом. Под сиденьем располагался двигатель внутреннего сгорания мощностью 0,5 л.с. В качестве топлива мог быть использован бензин или керосин. Чтобы запустить силовой агрегат, изначально нужно было бензиновым нагревателем раскалить медную калильную трубку, которая в дальнейшем воспламеняла горючую смесь. Двигатель запускали заводной рукояткой, и если все было хорошо, то эта операция занимала приблизительно одну минуту.
Мотоциклы появились примерно одновременно с автомобилями, а то и несколько раньше. Как правило, они рождались в мастерских будущих автопроизводителей, которые пробовали силы на более простой технике. Представленный удивленной публике мотоцикл был сконструирован Адольфом Даймлером, сыном Готлиба Даймлера, которому, как и Карлу Бенцу, принадлежит честь создания первых получивших реальное применение автомобилей. Непонятно для чего существующие 4 колеса объяснялись тем простым фактом, что сам конструктор не умел ездить на велосипеде, следовательно не мог и на мотоцикле. Два боковых колесика спасали от частых падений.
Несмотря на всю примитивность первого в мире мотоцикла, основные принципы его создания были заложены. Даймлер-старший запатентовал его незадолго до этого заезда, но «изобретать мотоцикл» не торопился, считая устройство коммерчески бесперспективным. А Даймлер-младший после поездки без амортизаторов заявил, что на эту «костедробилку» больше не сядет.
Николаевский, он же Благовещенский
18 ноября 1842 г. император Николай I издал указ о построении первого постоянного моста через Неву в Санкт-Петербурге. Мост должен был соединить Васильевский остров с Английской набережной.
Автором проекта стал инженер Станислав Кербедз, придумавший использовать при строительстве арочные конструкции из чугуна. Участвовал в создании моста и знаменитый архитектор Александр Брюллов, установивший на нем миниатюрную часовню Николая Чудотворца, газовые фонари и красивую чугунную ограду с трезубцами Нептуна и фигурками морских коньков. Первоначально мост был назван Благовещенским. Он стал самым первым разводным мостом, построенным в Северной столице. Открытие состоялось в 1850 году, и вскоре он был переименован в Николаевский.
Легенда гласит, что император Николай I очень серьезно относился к сооружению первого большого моста в Санкт-Петербурге, и чтобы заставить строителей работать добросовестно, он пообещал руководившему их работой Кербедзу, что будет повышать его в чине на одну ступень после завершения каждого пролета моста. Не исключено, что так оно и было, поскольку пролетов у завершенного Благовещенского моста было сделано целых восемь. Длина моста составила 331 м, ширина проезжей части моста равнялась 18 м, а ширина тротуаров – по 3 м. В 1918 г. мост был переименован в мост лейтенанта Шмидта и был фактически отстроен заново под руководством профессора Григория Передерия. Заклепки были заменены электросваркой. Старинные брюлловские фонари, украшавшие мост, были установлены на Марсовом поле в Петербурге, чугунную ограду поставили на новый мост, построенный в Калинине (Твери).
В конце 2005 года началась реконструкция переправы. Новый мост стал шире на 13 м, увеличилась ширина проезжей части и тротуаров. Мосту вернули арочный вид, на нем появились барьеры, разделяющие встречные полосы, убрали трамвайные пути. 10 апреля 2007 г. разводной пролет пропустил первые речные суда, а 15 августа того же года состоялось торжественное открытие реконструированной переправы, после чего мосту вернули историческое название – Благовещенский.
По материалам открытых источников (calend.ru, wikipedia.org и др.)
Подборку подготовил Шамиль Гарунов