День в календаре. 20 апреля
По проекту Загорского
20 апреля 1901 г. состоялось торжественное открытие Большого зала Московской консерватории. В честь открытия был дан концерт, первым номером которого стала увертюра к опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки.
Большой зал был построен вместе с новым зданием Московской консерватории по проекту архитектора Загорского. Соавторами его стали художник Бондаревский и скульптор Аладьин. С самого начала зал задумывался как подлинный храм музыки. Его вестибюль выполнен в духе античного храма, у ворот посетителей встречают фигуры амазонок – копии греческих статуй Кресилая и Фидия, которые некогда украшали одно из чудес света – знаменитый храм Артемиды в Эфесе.
Концертный зал выдержан в светлых, теплых тонах и украшен белыми пилястрами. Лепной декор, изображающий эмблему музыки – лиру и скрещенные трубы, выполнил скульптор Аладьин. А в его стенах под громадными окнами размещены 14 овальных, обвитых декоративными лаврами портретов великих композиторов. Их выполнил живописец Бондаревский. Главное достоинство зала – превосходная акустика. На эстраде установлен один из крупнейших в мире органов, который специально заказал в Париже железнодорожный предприниматель фон Дервиз.
Уже в первые годы существования Большого зала в нем выступали замечательные русские музыканты и певцы: С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Зилоти, Н. Метнер, К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Ф. Шаляпин, А. Нежданова, Л. Собинов. Выступления прославленных музыкантов превратили зал в международный центр высокого искусства.
Медь взамен серебра
20 апреля 1656 г. в Москве были пущены в оборот медные деньги взамен серебряных монет. Причем налоги и старые недоимки собирались серебром, а платежи из казны и жалованье платились медью.
Из фунта меди стоимостью 12 копеек стали чеканить монеты на 10 рублей.
Мелкая медная монета поначалу действительно имела хождение наравне с серебряными копейками, однако вскоре чрезмерный выпуск ничем не обеспеченных медных денег, которые чеканились на Монетном дворе Москвы и на специально открытых заводах в Новгороде и Пскове, привёл к их обесцениванию. К тому же их легко было подделать.
Всё это повлекло за собой недоверие населения к новым деньгам и обвальную инфляцию. К 1662 году рыночная цена медных денег упала в 15 раз. Несмотря на царский указ, стоимость товаров сильно возросла, покупательная способность медной монеты падала. Положение ухудшалось с каждым днем. Крестьяне отказались возить свои продукты в города, потому что не хотели получать за них ничего не стоящую медь, а в Москве процветали нищета и голод. Вследствие всего этого население оказалось неплатежеспособным, что и привело к знаменитому «Медному бунту» – восстанию в Москве 4 августа 1662 года, в котором приняли участие «городские низы»: ремесленники, торговцы и крестьяне пригородных сел. Несмотря на беспощадное подавление бунта силами правительства, он не прошел бесследно.
В 1663 году по царскому указу чеканка медных монет была прекращена, медные дворы в Новгороде и Пскове закрыты, а в Москве возобновили чеканку серебряной монеты. Медные деньги из обращения были полностью изъяты, а частным лицам указано переплавить их в разные нужные предметы или принести в казну.
По материалам открытых источников (calend.ru, wikipedia.org и др.)
Подборку подготовил Шамиль Гарунов