Купить PDF-версию
22:07 | 23 ноября, Сб
Махачкала
X
08:02 24.03.2021

День в календаре. 24 марта

Заговор против императора

24 марта 1801 г. вследствие заговора был убит российский император Павел I. Так произошел последний в истории нашей страны дворцовый переворот.

В этом заговоре, по различным оценкам, принимало участие от 30 до 70 человек. Организаторы переворота – граф Пален и князь Платон Зубов, бывший фаворит Екатерины, имели личные причины ненавидеть Павла. В целом же причиной было и то, что воцарение его привело к крутой ломке екатерининских порядков, что вызвало недовольство многих знатных семейств.

По одной версии Павел был убит Николаем Зубовым, старшим братом Платона Зубова, который ударил его золотой табакеркой. При дворе впоследствии имела хождение шутка: «Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок».

Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые ворвались в его покои с требованием отречься от престола. И в результате стычки, когда они навалились на императора и друг друга, не зная в точности, что происходит, Павел и погиб. Заговорщики не были наемными убийцами и поэтому действовали неумело и суетливо. Ради того, чтобы оправдать это преступление, заговорщики оклеветали монарха как «сумасшедшего тирана», и народу было объявлено, что он скончался от апоплексического удара.

Со скоростью пять миль в час

24 марта 1802 г. английский изобретатель Ричард Тревитик получил первый патент на паровоз.

Мысль о применении пара для модернизации транспорта возникла еще в XVII веке. Но первые попытки оставляли желать лучшего: паровые двигатели пытались приспособить к обыкновенным повозкам или телегам. Первая паровая повозка была сконструирована в 1763 году французским инженером Конью. Она была рассчитана на движение по прямой дороге без рельсов.

Ситуация в корне изменилась в начале XIX века, когда английский изобретатель вышеупомянутый Тревитик получил патент на паровоз. Опытным путем доказав, что сила трения гладких колес паровоза о гладкие рельсы совершенно достаточна для движения локомотива даже в том случае, если ему приходится тащить за собой состав груженых вагонов, он совершил революцию в транспортной индустрии.

В 1803 г. Тревитик конструирует паровоз для рельсового пути, а уже через год проводит первое его испытание. Вот как это событие описывалось в одной английской газете:

«Позавчера состоялось долго ожидавшееся испытание новоизобретенной паровой машины мистера Тревитика… Испытание превзошло, ко всеобщему изумлению, всё, что ожидали от него наиболее ярые сторонники. В данном случае… машина была употреблена для перевозки до 10 тонн полосового железа на расстояние свыше 9 миль; необходимо при этом отметить, что тяжесть груза быстро возросла с 10 до 15 тонн благодаря не менее 70 человекам, взобравшимся на повозки. Подталкиваемые непобедимым любопытством, они жаждали прокатиться, пользуясь первым успехом талантов изобретателя… Машина совершила свое путешествие без пополнения котла водой и свободно передвигалась со скоростью пять миль в час».

По материалам открытых источников (calend.ru, wikipedia.org и др.)

Подборку подготовил Шамиль Гарунов

Статьи из «Общество»

«Воевали мы не за награды»

11
Магомеду Мусаеву из селения Мехельта Гумбетовского района в 1947 году исполнилось 18 лет....

Посвятившая жизнь детям

50
Айшат Гамзаева (на снимке) руководит общественной организацией «Жизнь без слез». Все, кто ее...

Не уходи, тюлень!

7
… Девяностые годы прошлого века. «Дагестанская правда» основательно взялась за защиту...

Обнимайте своих мам, пока они рядом…

66
День матери. Самый главный праздник человечества....

Сильные духом

394
В День матери нельзя не рассказать о женщинах, которые уже никогда не услышат слов...

Легендарный генерал Араблинский

12
Выдающийся дагестанский военный деятель Балакиши...

Главное оружие – наше единство

30
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Краснознамённая и легендарная

44
Каспийская флотилия разнородных сил Южного военного округа...