День в календаре. 28 января
В составе единой системы
28 января 1906 г. в Санкт-Петербурге открылись Женские политехнические курсы – первое в России высшее техническое учебное заведение для женщин.
История женского высшего образования в России началась еще во второй половине XIX века. Одними из первых в 1869 году по инициативе И.И. Паульсона были открыты Аларчинские высшие женские курсы в Петербурге и Лубянские – в Москве, в 1872 году – Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге. Несмотря на высокий уровень преподавания, права оканчивающих курсы были ограничены, включая право преподавания в школе; выпускницам не присваивались никакие звания.
Лишь в 1911 году законом «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительниц» высшие женские курсы, программы которых могли быть признаны «равными университетским», получили статус вузов, и их выпускницы допускались к экзаменам в комиссиях «для лиц мужского пола». Это было актом признания юридического равноправия высших женских курсов с другими типами вузов. В 1912 году на высших женских курсах обучались около 25 тысяч слушательниц, из них почти 15 тысяч в Москве и Петербурге. После Октябрьской революции 1917 года высшие женские курсы были реорганизованы и вошли в состав единой системы высшей школы.
Двигатель нового типа
28 января 1897 г. Рудольф Дизель успешно испытал двигатель внутреннего сгорания нового типа с самовоспламенением топлива от сжатия и получил первый образец, пригодный для серийного производства. КПД агрегата оказался почти вдвое выше, чем у двигателей других типов, и составил 28%.
Рудольф Дизель пытался практически реализовать теоретическую схему теплового двигателя, описанную французским офицером Никола Леонаром Сади Карно еще в 1824 году. Но в результате поиска значительно отступил от принципа «цикла Карно», главное соответствие осталось лишь в идее высокого сжатия. Семнадцать лет упорного труда понадобилось изобретателю для достижения успеха. Одним из первых предприятий, выпускающих дизели, был Аугсбургский завод, прародитель фирмы MAN.
Первый российский дизельный двигатель был создан в ноябре 1899 года Санкт-Петербургским заводом «Людвиг Нобель». Рабочая схема двигателя, получившая имя своего создателя, вот уже второй век считается лучшей для двигателей внутреннего сгорания. Однако судьба дизеля-двигателя оказалась намного счастливее судьбы Дизеля-человека, который таинственным образом бесследно исчез после того, как 29 сентября 1913 года сел в каюту парохода, вышедшего из Антверпена в Лондон.
По материалам открытых источников (calend.ru, wikipedia.org и др.)
Подборку подготовил Шамиль Гарунов