Доверчивая Патя,
Многие сайты и приложения, через которые можно продавать и покупать вещи и услуги, помогают пользователям защититься от злоумышленников. Они блокируют вредоносные ссылки в переписке, предлагают безопасные системы расчета, позволяют шифровать свой номер при публикации объявления, чтобы он не оказался в руках мошенников. Однако и самим пользователям стоит быть осмотрительнее, не полагаясь целиком и полностью на искусственный интеллект.
Людям постоянно напоминают о правилах финансовой безопасности, но далеко не все им следуют, что приводит к финансовым потерям. Любимое место аферистов сегодня – площадки типа «Авито», «Юлы» и других. Расскажем о самых распространенных ошибках, которые совершаются при попытках купить или продать что-то онлайн.
Знакомьтесь – просто Патя
Патя часто пристраивает спонтанно купленные и непригодившиеся туфли и сумки, одежду прошлых сезонов, старые телефоны, бытовую технику и мебель через различные онлайн-площадки с частными объявлениями. Много раз под видом покупателей с ней начинали общаться мошенники и обманывали девушку. Какие ошибки она совершала и как их не повторить?
Ошибка №1: раскрывать свои персональные данные
Патя сразу написала в объявлении номер своей карты, на которую надо переводить оплату за покупку. Номер мобильного она тоже решила не скрывать, ведь по телефону проще обо всем договориться. Ей действительно быстро позвонили. Но не потенциальный покупатель, а «сотрудник службы безопасности банка». Он сообщил, что по ее карте проводится подозрительная операция, а чтобы ее отменить, нужно «пройти верификацию». Номер карты «безопасник» назвал сам, а Патя должна была сказать остальные реквизиты: срок действия, имя владельца и три цифры с обратной стороны. После того как испуганная продавщица продиктовала информацию, с ее карты списали все деньги.
Что произошло: социальным инженерам, которые играют на чувствах людей, чтобы добраться до их счета, для начала разговора нередко достаточно и номера телефона. А Патя оказалась настолько открытой, что им даже не пришлось выведывать номер ее карты.
По нему нетрудно определить и банк, выдавший карту, и платежную систему. Когда мошенники сами сообщают человеку эту «конфиденциальную информацию», у него часто складывается впечатление, что звонит настоящий сотрудник банка. И уже вызвав доверие, аферисты выманивают, действительно секретные данные, которые открывают доступ к счету доверчивого собеседника.
Как стоит поступать: составляя объявление в интернете, ограничьтесь описанием товара. Не указывайте реквизиты карты и личные данные: точный адрес, номер паспорта и другую конфиденциальную информацию. Никогда не выкладывайте фотографии банковской карты и документов. Номер своего мобильного телефона тоже лучше скрыть.
Ошибка №2: отдавать товар раньше, чем покупатель его оплатил
Патя купила дорогие туфли, но не смогла в них ходить – каблук слишком высокий. Срок возврата в магазин уже закончился, так что она решила продать их. Покупательница с сайта объявлений приехала к ней домой, туфли ей понравились, и она сразу же перевела деньги через телефон. Патя видела, как девушка в приложении своего банка перекинула нужную сумму ей на карту. Вот только уведомление о поступлении денег почему-то не пришло.
«Такое бывает, что перевод с небольшой задержкой приходит, – убеждала ее покупательница. – Иногда через несколько минут. Но вы же сами видели, я все отправила. А сейчас, извините, мне пора бежать». Девушка с туфлями скрылась, а Патя своих денег так и не получила.
Что произошло: иногда аферисты используют демоверсии банковских приложений. Там можно сымитировать перевод: экран просто показывает, как перечисление денег будет выглядеть в приложении, но на самом деле суммы со счета на счет не переходят. В некоторых случаях мошенники создают сайты-дубликаты, которые похожи на настоящие онлайн-банки.
Как стоит поступать: так же, как в магазине. Сначала покупатель должен оплатить товар и только потом его забрать. С карты на карту перевод проходит буквально за минуту. Обязательно дождитесь, когда банк пришлет вам сообщение о зачислении денег.
Ошибка №3: переходить по ссылкам от незнакомцев
Патя продавала старый диван. В этот раз она решила все расчеты проводить через приложение сервиса объявлений. Ей пришло СМС-сообщение, что покупатель уже перечислил депозит за ее диван, а в сообщении – верная сумма и ссылка. Патя перешла по ссылке и увидела страницу своего объявления с пометкой об оплате. А ниже была кнопка «Обновить приложение», чтобы перевод прошел корректно. Патя нажала эту кнопку, у нее открылось приложение, но потребовалось заново ввести контактные данные и реквизиты карты. А потом (ну вы уже поняли) – ее банковский счет обнулили.
Что произошло: мошенники создали поддельную страницу, которая повторила дизайн оригинального приложения. На эту страницу они вставили скриншот объявления Жанны, дорисовали пометку об оплате и добавили кнопку со ссылкой.
Когда Патя перешла по ссылке и скачала «обновленную версию приложения» сервиса объявлений, на самом деле она загрузила себе на телефон вирус. Вредоносные программы не только крадут данные карты, но и воруют пароли и коды от онлайн-банка. Так мошенники получают доступ ко всем банковским счетам и выводят с них деньги.
Как стоит поступать: нужно установить антивирусные программы на все свои гаджеты и регулярно их обновлять. Никогда нельзя переходить по ссылкам из писем и сообщений незнакомых пользователей.
Когда заходите на сайт известного вам онлайн-сервиса, магазина, банка или другой организации, крайне внимательно проверяйте адресную строку. Поддельные сайты бывают очень похожи на настоящие, а их адреса могут различаться всего одним-двумя символами.
… Помните, с каждым днем уловки аферистов становятся все изощреннее. В конечном счете наша выдуманная любительница онлайнового шопинга и продажи Патя потеряла все свои сбережения, пытаясь приобрести/продать что-либо. Не повторяйте ее ошибок.