Два моря друг над другом


До сих пор из вод Каспия в районе Избербаша торчат проржавевшие трубы - остатки морских эстакад, построенных в 40-50-х годах прошлого столетия. Ни одна буровая скважина в море тогда не дала нефти. И сейчас, с позиций сегодняшнего дня, можно сказать: и хорошо, что не дала.
В историю техногенных катастроф 2010 год вписал незабываемую строку, когда в апреле в результате разрушения нефтяной платформы в Мексиканском заливе в океан вылилось более 700 тысяч тонн нефти. В результате аварии на танкере «Эксон Валдез» в 1989 году вблизи практически незаселенного побережья Аляски жертвами стали 250 тыс. морских птиц, 2800 морских выдр, 300 тюленей. Тогда на очистные работы компания «Эксон» потратила 2,2 млрд. долл., а очистку проводили до 1992 года. Даже в 2003 году группа американских ученых обнаружила на ряде участков побережья Аляски остатки разлитой 14 лет назад нефти. Причем токсичность этих остатков даже выше, чем у свежеразлитой нефти. Поэтому раны, нанесённые аварией в Мексиканском заливе, наша планета будет зализывать еще долго.
А что же Каспий? Обошли ли беды стороной это море? Не совсем. Специалисты напоминают о том, что в 1983 году самопогружающаяся буровая установка «60 лет Азербайджану» затонула в 23 км от мыса Ракушечный на восточном побережье Каспия. В емкостях до сих пор находится 187 тонн дизельного топлива и 29 тонн машинного масла. Этого количества горюче-смазочных материалов вполне достаточно, чтобы отравить воду на всем восточном побережье моря.
Другой пример трагичнее. В 2004 году на глубине 300 м затонул азербайджанский паром «Меркурий-2» с шестнадцатью 60-тонными цистернами сырой нефти. Коррозия металла в морской воде, по данным специалистов, имеет скорость до 0,3 мм в год. Нетрудно рассчитать, за какой период будут разъедены стенки цистерн. Это – экологическая бомба замедленного действия, удар которой из глубины может стать аналогом катастрофы в Мексиканском заливе.
Апрельская авария на американском побережье заставляет по-новому взглянуть на планы прикаспийских государств увеличить добычу на месторождениях Каспийского моря, а также на транспортировку углеводородных ресурсов на внешние рынки танкерными флотами, а в перспективе – по трубопроводам, которые, возможно, пройдут по дну Каспия.
Специалисты отмечают, что лидер российских нефтяных компаний «ЛУКОЙЛ» уже отработал технологию нулевого сброса на ранее пробуренных скважинах в российской акватории Каспийского моря с учетом высоких природоохранных стандартов, утвержденных международным аудитом. Но после аварии в США российским нефтедобывающим компаниям скорее всего придется пересмотреть вопросы раннего предупреждения подобных аварий и уделить особое внимание созданию подводной робототехники.
Конечно, на Каспии нет таких глубин, таких давлений и такого обилия нефтедобывающих платформ, как в Мексиканском заливе. Однако это – активно работающая углеводородная система. Это два моря – море воды и море нефти. Экспортный потенциал Каспийского региона оценивается по-разному. По данным российского Министерства топлива и энергетики, он не превышает 70-80 млн. тонн нефти в год. По-иному оценивают свои возможности другие прикаспийские страны. Азербайджан планирует экспортировать ежегодно 100 млн. тонн нефти, Казахстан – 90, Туркменистан — 50 млн. тонн. Эксперты министерства энергетики США подтвердили, что общий экспорт нефти из Каспийского региона составит к 2015 году 200-230 млн. тонн. Если учесть, что ежегодная мировая добычи нефти составляет около 3 млрд. тонн, то в ближайшие десятилетия вклад Каспийского региона в мировую добычу нефти возрастет до 7%. Но чем больше Каспийский шельф будет освоен, тем больше вероятность техногенных катастроф. Замкнутость моря и расширяющиеся объемы промышленной добычи нефти и газа при крупномасштабной аварии могут надолго, если не навсегда, уничтожить уникальную экосистему моря. Любую аварию на нефтегазовых месторождениях следует рассматривать как «спусковой механизм» техногенной экологической катастрофы.
Практически сразу после катастрофы руководство Береговой охраны США обратилось в Международную хартию «Космос и крупные бедствия» с просьбой о космическом мониторинге района бедствия всеми возможными средствами. Начиная с 22 апреля 2010 года практически все космические сенсоры были переориентированы на съемку Мексиканского залива, благодаря которым авария была ликвидирована значительно быстрее.
Понятно, что в случае аварийной ситуации важно иметь оперативную и разностороннюю спутниковую информацию, и прежде всего оперативную радиолокационную съемку, которая становится доступной только в случае, если страна подписала хартию «Космос и крупные бедствия». Россия, как утверждают эксперты, данный документ не подписала. Следовательно, при подобной аварии на Каспии нам пришлось бы устранять утечку вслепую.
США потребовалось три месяца на закрытие скважины в Мексиканском заливе при колоссальном напряжении интеллекта, технических и организационных возможностей с привлечением достижений подводной робототехники. В операции в общей сложности участвовало 5 тыс. судов и 40 тыс. человек. Было начато бурение двух разгрузочных скважин. Есть большие сомнения, что прикаспийские страны в состоянии привлечь такие силы и средства при подобных авариях.
И что же вытекает из всего вышесказанного? Что не надо бурить и тем самым будить «спящего медведя»? Нет, конечно. Но работы надо вести современными методами, с соблюдением всех правил безопасности. Чтобы результатом деятельности нефтяных компаний наши внуки не «любовались» через 70-80 лет, как мы ныне «любуемся» торчащими из воды ржавыми трубами недалеко от Избербаша.
Статьи из «Общество»
Дань прошлому

Если ваши права нарушены…

Стократ Сократ

Пересдача на права: новшества

«Вариатор» или «робот»?

Силой мысли облечённый
