Купить PDF-версию
11:38 | 04 декабря, Ср
Махачкала
X
09:56 03.02.2023

Джурабки Айшаханум

Махачкалинские улицы – это нечто. Можно говорить о них много и ругать долго-долго: за недоработки коммунальных служб, за, мягко говоря, странную архитектуру, хотя и архитектуры-то никакой и нет. Но есть удивительные люди, которые придают нашему городу особый колорит.

Знакомьтесь: Айшаханум Алиева. В одном из дворов Редукторного посёлка её можно встретить за вязанием джурабов. Прохожие дети и взрослые интересуются ремеслом, просят на­учить. И она учит. Вязаные изделия продаёт тут же. Говорит, что покупают, «потому что ни один даже самый лучший носок не сравнится с нашим шерстяным. Он же такой красивый и тёплый!».

За свои годы связала столько, что сегодня даже с закрытыми глазами может изготовить любое изделие – руки всё делают сами. Ещё бы! Впервые за спицы она взялась в 5 лет. Мама научила не только вязать, но и ткать ковры, иначе какая же она табасаранка?

В Махачкалу рукодельница приезжает из селения Хапиль к своим детям. Привыкшая в селе к простору, находиться долго в квартире не может, вот и выходит в народ, рассказывает про старинное рукоделие.

Столетиями дагестанские умелицы формировали множество приёмов художественной вышивки с использованием различных нитей и тканей. И во все времена женщины любили наряжаться и умели создавать прекрасное. Весь свой духовный мир переносили в том числе и на одежду и предметы быта. Узоры обретали смысл и несли в себе значение, чаще всего они служили оберегом и сопровождали на протяжении жизни. Знаменитые на весь мир табасаранские ковры начинаются с обрезки, мойки, сушки и сбивания шерсти.

Но вязать и ткать Айшаханум любила не всегда. Только с годами выработалась привычка, без которой не проходит ни одного дня. И ремесло стало приносить пусть и небольшой, но заработок.

– Из детства помню, что у нас в доме был станок. Ткали на нём большие ковры и сумахи. Первой начинала всегда мама, сестра продолжала и завершала я. Сейчас вспомнила, как сижу на полу с техническим рисунком и школьными учебниками, а передо мной станок. На нём висел недоделанный ковёр, и он ждал меня. А ткать я не хотела. Мне нравилось учиться, даже плакала, просила, чтобы оставили меня спокойно делать уроки, – рассказывает мастерица.

С тех пор прошло много лет, и за годы работы, как и любая опытная искусница, она сумеет соткать любой узор по памяти, без рисунков-подсказок.

Мама для своих дочерей готовила сундук невесты с детства, и, конечно, какое табасаранское приданое без ковров и шерстяных изделий. Ковры, кстати, молодые невесты ткали для себя сами, а мать помогала.

– В то время в районе почти все занимались ковроткачеством. И даже в сёлах, где не было фабрик, ткали дома и продавали. А когда я замуж вышла, мне свёкор подарил станок, – вспоминает она.

Узоры на джурабах это не просто красиво, в них история и традиции, которыми славен район. Мастерица рассказывает, как она училась перебирать шерсть, красить нитки, как завязала первый узелок на сумахе.

Во все времена женщины любили наряжаться и умели создавать прекрасное. Весь свой духовный мир они переносили в том числе и на одежду и предметы быта. Узоры чаще всего служили оберегом

Про Табасаран мне уже было кое-что известно. И я с ней тоже делюсь рассказами, собранными в поездках по району. Например, про то, как детей обручали с колыбели и в знак закрепления договора отцы обменивались кинжалами. Жених и невеста старались не показываться друг другу. Невеста обычно при виде жениха пряталась, дабы не нарушать существующие адаты и избежать пересудов. В день свадьбы все гости носили ей не деньги, а отрезы шелка, дорогущие платки. Когда невеста переступала двор жениха, на её голову сыпалось зерно с сахаром и родственники проговаривали: «Чтобы жизнь твоя была сладкой и зерно в доме никогда не заканчивалось!» Губы смазывали мёдом. Не для того чтобы опять жить сладко было, а чтобы злой не была. А потом усаживали ей на колени мальчика (здесь всё понятно – чтобы первым родился мальчик).

Беседу нашу прерывают прохожие, интересуются техникой вязания, стоимостью изделий. Среди шерстяных носков неожиданно лежат и вязаные игрушки – это уже работы её невестки, которые, по словам Айшаханум, пользуются спросом.

– О-о-о-о, у неё всегда заказы бывают. Посмотри, какие они мягкие, добрые, – демонстрирует она розовую черепашку.

И хорошо, что игрушка такая же весёлая и добрая, как и сама мастерица, которая всегда с теплотой рассказывает о своём древнем ремесле и обучает всех желающих

Статьи из «Общество»

Безопасный праздник

0
Новогодние праздничные мероприятия проводятся на многих объектах (в основном в школах,...

Когда инициатива приветствуется

1
В свое время было предпринято немало попыток заставить...

От Победы к Победе

6
Советский писатель Чингиз Айтматов в недавнем прошлом воскресил в народной памяти знаковый для любой эпохи символ, родившийся когда-то на азиатских просторах,...

Миссия, дарованная Богом

78
Российская история – это история великих свершений и побед – в спорте, экономике, боевых...

Гордимся нашим прадедом

13
Мы сильны памятью, традициями, любовью к Родине. Много подвигов на полях сражений в Великой...

За каждую пядь родной земли

7
Гаджи Магомедов, успешно сдав экзамены за первый курс Буйнакского зооветеринарного...

ДОСААФ поможет участникам СВО

12
Автомобиль с ручным управлением «LADA GRANTA» будет предоставлен для обучения вождению...

«Квартира» для летних шин

8
Наступает время, когда многие автомобилисты «переобуваются». Но все ли знают, что шины,...

Скрытые функции автомобиля

119
Полезные функции, которыми часто оснащаются современные автомобили, иногда остаются незамеченными неопытными автомобилистами. Вот 10 скрытых возможностей,...

Уютный дом Гилядовых

11
Если задуматься, из чего складывается человеческая жизнь, то первое, что приходит на ум, –...

Кто поймает синицу…

8
Скоро зима, морозы уже подступают, а значит, следует уделить внимание зимующим рядом с нами...

Годеканы – народный клуб

11
Сегодня в рубрике «В дыму столетий» предлагаем очерк Максуда Алиханова–Аварского....