Джурабки Айшаханум
Махачкалинские улицы – это нечто. Можно говорить о них много и ругать долго-долго: за недоработки коммунальных служб, за, мягко говоря, странную архитектуру, хотя и архитектуры-то никакой и нет. Но есть удивительные люди, которые придают нашему городу особый колорит.
Знакомьтесь: Айшаханум Алиева. В одном из дворов Редукторного посёлка её можно встретить за вязанием джурабов. Прохожие дети и взрослые интересуются ремеслом, просят научить. И она учит. Вязаные изделия продаёт тут же. Говорит, что покупают, «потому что ни один даже самый лучший носок не сравнится с нашим шерстяным. Он же такой красивый и тёплый!».
За свои годы связала столько, что сегодня даже с закрытыми глазами может изготовить любое изделие – руки всё делают сами. Ещё бы! Впервые за спицы она взялась в 5 лет. Мама научила не только вязать, но и ткать ковры, иначе какая же она табасаранка?
В Махачкалу рукодельница приезжает из селения Хапиль к своим детям. Привыкшая в селе к простору, находиться долго в квартире не может, вот и выходит в народ, рассказывает про старинное рукоделие.
Столетиями дагестанские умелицы формировали множество приёмов художественной вышивки с использованием различных нитей и тканей. И во все времена женщины любили наряжаться и умели создавать прекрасное. Весь свой духовный мир переносили в том числе и на одежду и предметы быта. Узоры обретали смысл и несли в себе значение, чаще всего они служили оберегом и сопровождали на протяжении жизни. Знаменитые на весь мир табасаранские ковры начинаются с обрезки, мойки, сушки и сбивания шерсти.
Но вязать и ткать Айшаханум любила не всегда. Только с годами выработалась привычка, без которой не проходит ни одного дня. И ремесло стало приносить пусть и небольшой, но заработок.
– Из детства помню, что у нас в доме был станок. Ткали на нём большие ковры и сумахи. Первой начинала всегда мама, сестра продолжала и завершала я. Сейчас вспомнила, как сижу на полу с техническим рисунком и школьными учебниками, а передо мной станок. На нём висел недоделанный ковёр, и он ждал меня. А ткать я не хотела. Мне нравилось учиться, даже плакала, просила, чтобы оставили меня спокойно делать уроки, – рассказывает мастерица.
С тех пор прошло много лет, и за годы работы, как и любая опытная искусница, она сумеет соткать любой узор по памяти, без рисунков-подсказок.
Мама для своих дочерей готовила сундук невесты с детства, и, конечно, какое табасаранское приданое без ковров и шерстяных изделий. Ковры, кстати, молодые невесты ткали для себя сами, а мать помогала.
– В то время в районе почти все занимались ковроткачеством. И даже в сёлах, где не было фабрик, ткали дома и продавали. А когда я замуж вышла, мне свёкор подарил станок, – вспоминает она.
Узоры на джурабах это не просто красиво, в них история и традиции, которыми славен район. Мастерица рассказывает, как она училась перебирать шерсть, красить нитки, как завязала первый узелок на сумахе.
Во все времена женщины любили наряжаться и умели создавать прекрасное. Весь свой духовный мир они переносили в том числе и на одежду и предметы быта. Узоры чаще всего служили оберегом
Про Табасаран мне уже было кое-что известно. И я с ней тоже делюсь рассказами, собранными в поездках по району. Например, про то, как детей обручали с колыбели и в знак закрепления договора отцы обменивались кинжалами. Жених и невеста старались не показываться друг другу. Невеста обычно при виде жениха пряталась, дабы не нарушать существующие адаты и избежать пересудов. В день свадьбы все гости носили ей не деньги, а отрезы шелка, дорогущие платки. Когда невеста переступала двор жениха, на её голову сыпалось зерно с сахаром и родственники проговаривали: «Чтобы жизнь твоя была сладкой и зерно в доме никогда не заканчивалось!» Губы смазывали мёдом. Не для того чтобы опять жить сладко было, а чтобы злой не была. А потом усаживали ей на колени мальчика (здесь всё понятно – чтобы первым родился мальчик).
Беседу нашу прерывают прохожие, интересуются техникой вязания, стоимостью изделий. Среди шерстяных носков неожиданно лежат и вязаные игрушки – это уже работы её невестки, которые, по словам Айшаханум, пользуются спросом.
– О-о-о-о, у неё всегда заказы бывают. Посмотри, какие они мягкие, добрые, – демонстрирует она розовую черепашку.
И хорошо, что игрушка такая же весёлая и добрая, как и сама мастерица, которая всегда с теплотой рассказывает о своём древнем ремесле и обучает всех желающих