… Ему было всего 16 лет
В эти майские дни самые теплые поздравления, конечно, главным героям праздника – нашим дорогим ветеранам Великой Отечественной войны. Для них устраивают персональные торжества во дворе дома.
Парад Победы принял и Юрий Антонович Петрухин (на снимке). Концертную программу для ветерана организовала администрация Махачкалы.
Юрий Петрухин родился 23 августа 1927 года. Когда в 1943 году он получил повестку из военкомата, ему было всего 16 лет. Семья Петрухиных в 1940 году переехала из Воронежской области в Махачкалу.
В 1943 году он устроился на работу в Махачкалинское вагонное депо помощником машиниста, а через некоторое время был зачислен машинистом в формировавшуюся в Гудермесе паровозно-ремонтную колонну для действующей армии, водил воинские эшелоны.
В то время железная дорога была главным путем подвоза вооружения на фронт и транспортировки раненых в тыловые госпитали. Немцы регулярно обстреливали и бомбили составы.
Ветеран вспоминает, как однажды они попали под страшную бомбежку под Армавиром.
– Хорошо помню, каким был день накануне нападения фашистской Германии на Советский Союз. 21 июня 1941 года стояла ясная погода. Яркое летнее солнце вселяло в меня и моих сверстников отличное настроение. На следующий день погода была такой же хорошей, но наше настроение было омрачено известием о начале Великой Отечественной войны. Хотя мы были по сути детьми, но понимали, какие последствия несет эта весть для советского народа и страны.
Особенно сложными были первые два года войны. Противник напал на нашу страну вероломно, неожиданно, имел более совершенное оружие, ведь на военную машину Германии работало по существу пол-Европы – все захваченные ими страны. Вследствие всего этого они завладели стратегической инициативой, которую Красной Армии перехватить было очень сложно. Но благодаря высокому духу, мужеству и стойкости советских воинов и всего народа немецкая машина, рассчитывающая на скорую и легкую победу, начала буксовать.
Немаловажным фактором послужило и то, что советские люди и военнослужащие отдавали служению Родине все силы до последнего. Велика была сила патриотизма, мы любили свою Родину и готовы были отдать за нее жизнь.
Немецкое командование не только пыталось приостановить поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы нашей страны, но и мечтало завладеть Баку и нефтепромыслом для удовлетворения собственных потребностей в топливе. Поэтому первостепенной задачей фашистов на Северном Кавказе и в Закавказье было овладение нефтяными запасами Азербайджана. Гитлер намеревался в случае захвата Баку в результате успешного проведения операции «Эдельвейс» превратить город в крупный военный объект и готовить наступление дальше на восток.
– Заступив на службу, я с боевыми товарищами занимался строительством, ремонтом, восстановлением и защитой железнодорожных путей. Работы было много, трудились дни и ночи напролет, но ни на что не жаловались, понимая, что наши усилия необходимы Родине. Наша отличная служба и боевые заслуги были отмечены медалями и орденами.
В ходе боевого дежурства Юрий Антонович стал свидетелем одного интересного эпизода, случившегося незадолго до окончания войны, он на всю жизнь запечатлелся в его памяти.
– Хотя память моя уже не та, что была 75 лет назад, но этот эпизод очень хорошо помню. В один из дней я, один офицер и водитель-немец отправились на автомобиле на соседнюю станцию вдоль железной дороги. По пути неожиданно произошла поломка нашего транспортного средства. Посмотрев машину, немец пробормотал, что устранить поломку он не в состоянии – нет необходимой запчасти. На наше счастье, навстречу ехала другая машина, за рулем был русский водитель. Он осмотрел автомобиль и на место требуемой запчасти вставил кусок свеклы, которую вез на полевую кухню. «Теперь вы сможете доехать до места назначения», – сказал он. И знаете, мы действительно доехали до этой станции. Приехав на место, немец сказал нашему офицеру: «Теперь я не удивляюсь тому факту, что вы дошли практически до Берлина».
За годы Великой Отечественной войны железнодорожные
войска СССР совместно с другими ведомствами восстановили и построили почти 120 тысяч километров главных, вторых и станционных путей, более 15 тысяч искусственных сооружений. Немало подвигов совершили воины железнодорожных батальонов и в боевых столкновениях с врагом.
Победу над фашистской Германией Юрий Антонович встретил в Польше.
После демобилизации работал в Махачкалинском вагонном депо, затем до выхода на пенсию трудился в объединении «Дагсельхозтехника». Он награжден медалями Жукова, «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».