X
12:10 01.06.2012

Эпоха Бутомы

Так военные моряки называют период с середины 40-х годов до середины 70-х, когда у руля военной судостроительной промышленности стоял наш земляк, советский судостроитель и государственный деятель, организатор производства, Председатель Государственного комитета Совмина СССР по судостроению, доктор технических наук, профессор Борис Евстафьевич Бутома.

Он родился в мае 1907 года в г. Порт-Петровске Дагестанской области Кавказского наместничества (ныне г. Махачкала). Трудовую деятельность начал в 1920 году слесарем на судостроительном заводе в Севастополе, где проработал до 1932 года. В 1936 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт по специальности инженера-судомеханика.

В 1936-1944 годы работал на судостроительном заводе № 202 («Дальзавод») во Владивостоке мастером, сдаточным механиком, ответственным сдатчиком эскадренного миноносца проекта № 7, начальником отдела, заместителем главного инженера. Принимал активное участие в разработке ряда уникальных проектов судов ледокольного плавания для Северного морского пути. В 1942 году был включен в состав экспедиции по проводке построенных на Дальнем Востоке судов на Север и Балтику. В 1944-1948 годы – главный инженер, затем директор судостроительного завода № 340 в г. Зеленодольске Татарской АССР. В 1948-1949 годы – начальник 3-го Главного управления, а в 1952 году – начальник 9-го Главного управления, а 1953 году – начальник 4-го Главного управления Министерства судостроительной промышленности СССР, затем заместитель министра. С декабря 1957 по март 1963 гг. – председатель Государственного Комитета Совета Министров СССР по судостроению, министр СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1959 года за выдающиеся достижения и большой вклад в выполнение заданий Правительства по созданию специальной техники Борису Бутоме было присвоено звание Героя Социалистического труда. С марта 1963 по октябрь 1965 гг. Председатель Государственного комитета по судостроению СССР – министр СССР. С октября 1965 года и до последних дней жизни он работает министром судостроительной промышленности СССР. 

С его именем связана целая эпоха отечественного военного кораблестроения, подобной которой в истории советского военно-морского флота не было. В то время завершился период становления новых типов и классов боевых кораблей, представители которых, задуманные и построенные в эпоху Бутомы, находятся и сегодня во флотском строю. Именно в то время флот Страны Советов стал океанским. За свою деятельность по развитию Военно-морского флота СССР и усилению его боевой мощи он неоднократно поощрялся не только наградами СССР, но и некоторых зарубежных стран.

В 1949 Б.Бутома стал лауреатом Государственной (Сталинской) премии, а в 1974 был удостоен Ленинской премии. Ему установлены памятники в городах, где проходила его трудовая деятельность, и его имя носят заводы, улицы и площади в разных городах страны, а также гражданский нефте-рудовоз и танкер Тихоокеанского флота ВМФ.

 

Статьи из «Общество»

Буттаевский характер

35
Добрая память – то ценное, что оставляет человек после себя. А еще важнее люди, хранящие эту...

«Он так хотел, чтобы им гордились»

45
- День Победы, 9 Мая. Мальчик лет восьми держит в руках...

По пути развития

4
В предстоящее воскресенье, 3 августа, наша страна отмечает День железнодорожника. Это...

« Я-то уже сходил…»

3
Смерть, как известно, не спрашивает, когда ей прийти. Отец Санув умер скоропостижно. После...

Каспийский поход Петра Первого

14
В начале XVIII века Россия, одержав победу в Северной вой­не,...

Маленький самородок большого автоспорта

894
Золотой слиток среди камней, оазис в пустыне –...

День «крылатой» пехоты

53
В этом году Воздушно-десантные войска отмечают юбилей – 95-ую годовщину со дня своего...

Главные традиции

0
В современном мире, подвергаемом деформации духовно-нравственных ценностей, особую...

Не теряет актуальности

13
Как бы кто не относился к советской власти, но она внесла в становление нашей...