Купить PDF-версию
05:44 | 08 сентября, Вс
Махачкала
X
09:11 19.02.2009

Этапы исторического развития табасаранского народа

Табасаранский район является одним из крупных в Республике Дагестан. В 2009г. району исполняется 80 лет. Это один из важных этапов в истории древнего табасаранского народа.

До образования района территория северного Табасарана входила в состав Кайтаго-Табасаранского округа, а южного — в Кюринский.

С 1934 года центром Табасаранского района становится Хучни. С IV в. до н.э. по II-III вв. н.э. территория Табасарана входила в Кавказскую Албанию. С распадом Кавказской Албании

Табасаран в источниках фигурирует как самостоятельная область, а табасараны известны как один из древних и крупных дагестанских народов. В средневековых источниках содержатся сведения о борьбе табасаран против сасанидов, хазар и арабов. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана против арабских завоевателей. В последующие века жителям Табасарана пришлось бороться против сельджуков и татаро-монгол. Против иноземных завоевателей табасараны выступали всегда совместно с остальными дагестанскими народами. В ХV-ХVI веках Табасаранское майсумство было одним из крупных феодальных владений Дагестана.

На протяжении ХV-ХVII вв., как и предыдущие века, табасараны вместе с остальными дагестанскими народами вели борьбу за независимость против сефевидов, турок и других завоевателей. По-прежнему табасараны находились в разносторонних взаимоотношениях с даргинцами, лезгинами, азербайджанцами и др. дагестанскими народами. В ХI-ХV вв. в Табасаране создавались рукописи, хроники, а в некоторых аулах действовали мектебы. Муталимы из Табасарана учились в Дербенте, других центрах мусульманской культуры.

Табасаранские алимы переписывали арабские рукописи, охватывающие различные отрасли богословия, законоведения, историю, географию, арабский язык, геометрию и т.п. Это Мухаммед ал-Курихи, Раджаб из сел. Ругуджа, Шабан из Кюряга, Рамазан из сел. Кулик и др. Во второй половине XVI в. в сел. Кюряг жили арабисты Шабан и Мухаммед. В сел. Зирдаг найдена книга, написанная в 1023 г. хиджры (1614 г.) на табасаранском языке арабскими буквами.

Видным представителем дагестанской культуры был известный табасаранский поэт-воин Мирза Калукский (1697 — 1741).

По данным XVIII — первой половины XIX вв., Табасаран распался на владения майсума, кадия и на ряд союзов сельских обществ. Основными занятиями табасаран являлись земледелие, скотоводство и различные промыслы и ремесла.

С раннего средневековья Табасаран, как и остальные дагестанские владения, находился в связях с Русью. Они усилились с образованием Русского централизованного государства с присоединением к России в 1556 г. Астраханского ханства.

В 1010 г., 1601 г. представитель табасаранского правителя побывал в Москве у царя Бориса Годунова с просьбой о принятии под покровительство России.

Взаимоотношения Табасарана с Россией в XVIII в., со времени похода Петра I на побережье Каспийского моря в 1722-1723 гг., расширились и вступили в новый этап.
Каспийский поход, известный как Персидский и Восточный, Петр I совершил летом 1722 г. Войска Петр I продвигались по территории Кайтагского уцмия, владения кадия Табасарана.

После вступления в Дербент табасаранский владетель Рустам-кади обратился к Петру I с просьбой оказать помощь в борьбе с некоторыми неугодными правителями.

«За отказ выступать против русских войск, — сообщал Рустам-кади Петру I, — Хаджи-Дауд причинил мне и моему народу бедствия, разрушил мою столицу Хучни». Табасаранский владетель писал императору: «Я со своей стороны с моими подданными готов оказать русским всякую помощь и поддержку». Петр I, который в ходе Персидского похода стремился склонить на свою сторону владетелей Дагестана, в том числе Табасарана, решил оказать Рустам-кади помощь. Об этом свидетельствует грамота Петра I от I сентября 1722 г. на имя Рустам-кади, в которой обещана помощь войсками.

Табасаран был принят в подданство России в 1722 году и, как и некоторые части южного и приморского Дагестана, в 1722-1735 годы находился в сфере влияния России. За преданность русскому престолу табасаранскому владетелю-майсуму было определено жалованье 200 руб. в год. В 1728 году владетелям Майсум-беку и кадию Рустам-беку было выдано из царской казны 400 руб.

Присоединение Табасарана, как и всего побережья Дагестана, к России имело важное значение для хозяйственного и культурного развития края.

Во второй половине XVIII — начале XIX вв. отношения Табасарана с Россией, как и всех остальных народов Дагестана, усиливаются. Следствием всего этого явилось присоединение Табасарана к России в 1806 г., а Дагестана — в 1813 г.

С завершением антиколониальной борьбы в Дагестане были образованы округа. Население северного Табасарана вошло в состав Кайтаго-Табасаранского округа, а южного — в Кюринский.

В пореформенный период социально-экономическая жизнь табасаран характеризуется некоторыми сдвигами в развитии производительных сил. Получили дальнейшее развитие отдельные отрасли кустарных промыслов. Малоземелье, низкий уровень развития производительных сил, тяжелые условия жизни привели к росту промышленного и сельскохозяйственного отхода. Сотни табасаран отправлялись на отход в Дербент, Кизляр, Грозный, Баку и другие города, области.

Когда иностранные интервенты и внутренняя контрреволюция развязали Гражданскую войну, табасараны, как и остальные дагестанские горцы, поднялись на борьбу против внутренних и внешних врагов.

В первые годы Советской власти при окружном исполкоме функционировали отделы народного образования, военный, земледелия, здравоохранения и др., они подчинялись исполкому и соответствующему наркомату. В аулах проводилась работа в области культурных преобразований: по созданию новой советской школы на родных языках основных народностей Дагестана, по подготовке педагогических кадров, строительству школьных зданий, клубов, кинотеатров и других учреждений.

Вместе с тем в 30-е годы XX в. в Табасаранском районе, как и в других, в период коллективизации были допущены злоупотребления, репрессии не только по отношению к крестьянству, но и к интеллигенции.

Определенная работа велась и по линии местной промышленности: было начато строительство Арбакуранского фруктово-сушильного завода для переработки фруктов и овощей крестьянских хозяйств. Большим был удельный вес в экономике района и ковроткачества. В районе действовали ковровые артели в селах Кондик, Межгюл, Аркит и Хучни.

Большая работа проводилась по развитию культуры табасаран. Было решено перевести школы с арабской письменности на новый алфавит, созданный на основе латинской графики.

До 1932 г. у табасаран не было своей письменности. В создании ее огромны и заслуги Г.Гаджибекова. На основе латинского алфавита составлялись учебники для табасаранских школ. Автором первых учебников был Т.Шалбузов. Еще в 20-х г. была создана газета «Голос табасаранца» на тюркском языке. В 1932 г. организована газета для табасаран в Бурганкенте, которая получила название «Уьру Табасаран» («Красный Табасаран») и являлась органом Табасаранского райкома партии.

Появились свои поэты и писатели —

А.Джафаров, Д.Раджабов, Б.Митаров и др. Составной частью культурного строительства явилось открытие клубов, библиотек, изб-читален и т.п. Уже в начале 1940 г. в Табасаранском районе было 17 клубов, 18 изб-читален, 2 библиотеки, радиоузел, обслуживающий райцентр.

В 1941 г., когда фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, тысячи табасаран вместе с остальными народами героически защищали каждую пядь родной земли: А.Сефербеков, Б.Митаров, Д.Раджабов, Саруханов и др.

Большой рост в Табасаранском и Хивском районах получило ковровое производство. За высокое мастерство по изготовлению ковров Совет Министров ДАССР присудил 37 лучшим ковровщицам Дагестана дипломы мастера коврового производства первой, второй и третьей степеней. Среди известных ковровщиц — М.Эсрепова, Н.Алибекова, М.Магомедова, М.Тагирова, Г.Пачаева, У.Аскерова и др. В послевоенные годы в аулах открывались или расширялись медпункты, сельские аптеки, библиотеки, клубы, школы. Проявлялась большая забота о подготовке специалистов из числа табасаран. Они учились как в средних, так и в высших учебных заведениях в Махачкале, Дербенте, Буйнакске и в других городах Советского Союза. Сегодня среди табасаран имеются доктора наук, профессора А.Юсуфов, Б.Ханмагомедов, С.Ханмагомедов, З.Юзбеков, Н.Исмаилов, З.Загиров, М.Алиев и др. Десятки стали кандидатами наук по самым различным отраслям наук.

В 60-80-е годы XX — начале XXI вв. поэты и писатели создали произведения, обогатившие табасаранскую и дагестанскую художественную литературу, — это М.Митаров,
Г.Алимурадов, Б.Раджабов, П.Касимов, П.Асланов, Ш.Казиев, Ю.Базутаев, Ш.Шахмарданов и др. Заметным событием в культурной жизни народа стало открытие в 2001 г. Государственного Табасаранского театра.

Успехи, достигнутые композитором К. Магомедовым, выдвинули его в передовые ряды дагестанского и российского музыкального искусства.

В Дагестане и в России известны имена талантливых певиц Д.Гамзатовой, К.Авчиевой, Р.Гамзатовой, Б.Гюльмагомедовой и др.
Однако в 90-х годах ХХ в. экономика и культура табасаранского народа переживали кризисные явления.

Руководители Табасаранского и Хивского районов благодаря большой финансовой и моральной помощи со стороны руководства Республики Дагестан проводят значительную работу по исправлению допущенных ошибок во всех областях социально-экономического развития табасаранского народа.

Разработана программа социально-экономического развития Табасаранского района, а также отраслевые программы: «Дорожное строительство», «Газификация», «Сельское хозяйство», «Занятость населения», «Развитие средств связи», «Социальная защита населения», «Родник», «Развитие образования и культуры», «Электроснабжение», «Охрана здоровья населения», «Благоустройство и озеленение».

Уделяется внимание возрождению виноградарства, зернового хозяйства. Выполнены работы по водоснабжению, газификации, ремонту и благоустройству объектов социальной сферы. Построены Дворец культуры, спорткомплекс, два моста, сданы в эксплуатацию школьные здания в селениях Дарваг, Ханаг, Ханак, детский оздоровительский центр, участковая больница с. Ерси, врачебные амбулатории в сс. Тинит, Марага, Дюбек, Дарваг. Сеть культурно-просветительских учреждений представлена 43 клубными учреждениями, 42 сельскими библиотеками, районным Домом культуры, где трудятся сотни людей. Большим событием в истории табасаранского народа явилось возведение в с.Хучни памятника видному воину — поэту XVIII в. Мирзе Калукскому. Администрация района, ее глава Н.Д.Шихмагомедов уделяют значительное внимание развитию физической культуры. Ежегодно проводятся традиционные турниры по волейболу и футболу, по вольной борьбе и по шашкам. В Табасаране проводятся Международные турниры памяти поэта-воина XVIII века Мирзы Калукского.

Табасаранка Елена Исинбаева подняла планку в прямом и переносном смысле на недосягаемую пока никому 5-метровую высоту.

Свои успехи в социально-экономическом и культурном развитии табасараны считают результом не только своего труда, но и заботы и помощи руководства Дагестана, России, дагестанских и остальных народов России.

На всех этапах своего развития табасаранский народ находился в разносторонних отношениях с народами Дагестана, Кавказа, связавшими свою судьбу с Россией. Табасараны, как и остальные дагестанские народы, видят свое будущее только в единстве с Россией — своей многонациональной Родиной. Дагестанские народы хорошо понимают, что выход из России означает распад Дагестана. В составе России Дагестан преодолел раздробленность. Сохранить и укрепить единство российских народов, Российской Федерации — задача и забота всех наций и народностей.

Надеемся, что мероприятия, посвященные 80-летию района, послужат дальнейшему укреплению дружбы и единства Дагестана и всей родины — России.

В статьях, посвященных юбилейным датам, не принято особо говорить о проблемах, но все же о нескольких из них надо сказать.

Прежде всего следует отметить тяжелые материальные условия части табасаран. Как во всей России, так и в Табасаране, выдвинулась кучка богатеев, тогда как нищенствует часть населения.

Другая проблема — безработица. В буквальном смысле слова разграблены совхозы и колхозы. Тысячи молодых людей вынуждены уходить на заработки на Северный Кавказ, в другие области России. Какие — либо объекты, где могли бы приложить свои силы молодые, в Табасаране отсутствуют.

Весьма тяжело сказалось на материальном состоянии населения и падение коврового производства.

Перенаселенность района также отрицательно влияет на уровень жизни населения. Есть проблемы в области культурного развития. Еще с 50-х годов ХХ в. выходил ежегодник «Литературный альманах» на табасаранском языке. По непонятным причинам уже в течение более десяти лет он не издается, тогда как на остальных 5 языках ежегодно выходит 4 номера. На языках других народов Дагестана издаются монографии, иная литература.

Табасаранские поэты, ученые лишены возможности издавать свои работы. В книжных магазинах отсутствует отдел табасаранских изданий.

Журналы «Горянка», «Соколенок» на табасаранском языке начали выходить спустя 10 лет после функционирования на остальных языках.

Значительная часть табасаранского населения лишена родной периодической печати.

Нет и помещения для театра, нет музея.

Еще в 1991 г. был поднят вопрос об открытии на базе одной из школ Хучнинской или Тинитской филиала Дербентского пед-училища. До сих пор ничего не сделано.

О народе судят по тому, как он чтит своих предков и современников. Нет ни одного памятника знаменитым табасаранам ни в Махачкале, ни в Дербенте.

С целью устранения отмеченных и других недостатков, улучшения материального положения и развития культуры табасаран необходимо прежде всего консолидироваться всей интеллигенции, разработать план мероприятий не только в масштабе района, но и всего табасаранского народа.

Депутаты Госдумы, а также депутаты Народного Собрания Республики Дагестан, за которых голосовали табасараны, должны содействовать экономическому и культурному развитию табасаран.

Руководители разных уровней, выдвинутые как представители народа, должны всячески содействовать решению и других проблем народа.
Крайне важна и необходима помощь деловых людей для экономического и духовного возрождения нашего народа.

В разработке плана экономического, культурного развития табасаранского народа должна участвовать научная и творческая интеллигенция.

В решении вопросов табасаранского народа могли бы помочь и остальные народы. Многочисленные народы, как правило, обязаны по отношению к малочисленным народам быть более внимательными. Нелегкое положение малочисленных народов следует уравновешивать предоставлением им дополнительных прав в сравнении с большинством. Тогда возникает истинное равноправие и равенство между народами.

Табасараны должны иметь равный доступ ко всем экономическим, духовным, социальным благам, ко всему, чем располагает дагестанская земля. Об этом пора говорить громко. За то, что мы не говорим о наших проблемах, не ставим их настойчиво, нас более десяти лет назад прозвали молчаливыми.

Вопросы экономического и культурного развития табасаран должны быть обсуждены на уровне Президента, Народного Собрания и Правительства РД.

В наше время, учитывая, что Табасаранский район является базовым, основным для всех табасаран, целесообразно при администрации района создать Совет с целью координации и решения всех вопросов, связанных с развитием народа, создав при этом региональные, культурные центры в районах и городах проживания табасаран. Этого требует время.

Мы не только наследники прошлого нашего народа, но и предки тех, кто будет жить после нас, обреченные на вечный их суд. Сейчас мы как бы заново вглядываемся в историю нашего народа. А история такова, что табасараны связаны с остальными народами Дагестана не только многовековыми узами, но и родством. И еще, табасараны более двух столетий в составе России, и нам вечно быть вместе с остальными дагестанскими народами в составе России.

Статьи из «Общество»

Семья – основа России

2
У средневековой крепости Семи братьев и одной сестры в Табасаранском районе в последний раз...

Почему читать – это модно

0
Разные люди приходят к нам в редакцию: кто-то со своими проблемами, кто-то с чужими. А вот...

Почтальон уговаривает интеллигента…

1
В свое время интеллигенция была столпом знаний и культуры. В ее среде каждый не только сам выписывал и читал десятки...

Не теряй в себе Человека!

38
В современных условиях обновления общественно-политических и социально-экономических...

С верой в правое дело

3
Как уже сообщала «Дагестанская правда», в республике проходит Международный фестиваль документального кино «RT.Док: Время наших героев»! К участникам, гостям и...

Обсудили вопросы укрепления российской нации

10
В Махачкале 4–5 сентяб­ря проходил круглый...

Дети мира плачут на одном языке

13
Для 186 детей Беслана путь в долгую и счастливую жизнь...

Новые правила для камер слежения

9
Вступили в силу федеральный закон и постановления...

Будут ли контролировать среднюю скорость?

6
Министерство внутренних дел РФ выступает...

В ГАИ напомнили об угрозе аварий

2
Только за одни сутки на российских дорогах произошло 314 дорожно-транспортных происшествий, в которых погиб 31 и получили ранения...

Обновлённая Vesta

17
Lada Vesta стала второй по популярности среди всех моделей АвтоВАЗа. Vesta NG уступила пальму...

Легенды о Сарыкуме

9
Бархан Сарыкум – одно из самых невероятных явлений природы. Можно сказать, уникальный...