Ездим «на газе»
Автомобиль можно сделать экономичнее, если установить газобаллонное оборудование (ГБО). В России по дорогам ездят сотни тысяч автомобилей на газовом топливе, из которых всего несколько процентов оборудовано газобаллонной аппаратурой на заводе, остальные – плод трудов гаражных установщиков.
Посчитаем экономию, которая становится основной мотивацией для установки газобаллонного оборудования. При средней цене бензина, составляющей более чем тройную стоимость газового топлива, с учетом стоимости установки газобаллонного оборудования около 35 тысяч рублей и пробеге в год около 30 тысяч километров идея окупится за год. На этом аргументы в пользу перехода на газовое топливо заканчиваются.
Почему? Сгорание газового топлива приводит к неминуемому разрушению частей бензинового (!) двигателя. Единственное преимущество работы на газе – это то, что износ цилиндро-поршневой группы в этом случае действительно снижается, поскольку с поверхности цилиндров в этом случае не смывается масляная пленка. Но не надо забывать, что при этом уменьшается срок жизни клапанов и головки блока цилиндров.
Дело в том, что газ имеет октановое число выше 100 единиц и горит дольше, чем бензин. Соответственно, для его полного сгорания желательны более высокая степень сжатия и чуть более раннее зажигание. Проще: чем выше степень сжатия, тем легче двигатель «переваривает» газ. То есть проблем с клапанами не будет только в том случае, если ваш двигатель рассчитан на высокооктановый бензин А-98. Поэтому при приобретении б/у автомобиля уже с ГБО часть денег, сэкономленных на бензине, будет разумно сразу откладывать на ремонт мотора.
Далее. Падение мощности двигателя после перехода на газ составит около 10 %. Если у вас 500-сильный внедорожник, то, возможно, вы этого и не заметите. Но владельцам таких суперавтомобилей вряд ли придет в голову мысль устанавливать газобаллонное оборудование ради экономии на бензине. А вот у простой машины мощностью около 100 лошадиных сил потеря мощности будет ощутимой.
Какие еще минусы? Установщики вмешаются в электрические цепи вашего автомобиля, в цепи сигнализации. Этого для меня уже достаточно. Вмешательство в систему топливоснабжения часто выводит из строя бензонасос, неважно, механический он у вас или электрический.
Вы никогда не узнаете, сколько вам не долили газа и какого он был качества. Да, газ пахнет, и это хорошо. Специальная отдушка, добавленная в газ изначально на заводе, предупреждает нас об утечке газа. ГБО нуждается в квалифицированном обслуживании. Оно требует установки специальных свечей зажигания либо более частой смены существующих. Вспышка газа в коллекторе (хлоп) может серьёзно повредить ваш автомобиль.
Впрочем, существуют и противоположные мнения. И последнее. Я сам езжу на автомобилях с двигателем, работающим на газе, более 25 лет. И ни с какими проблемами не сталкивался.