«Фазу, над нами вечный снегопад…»

1 января не стало Фазу Алиевой. Ей было 83 года. В Дагестане ее называли просто Фазу, без фамилии. Фазу была одна. Может быть, именно это редкое и нетипичное для аварцев имя (в аварском языке нет звука «Ф») предопределило ее необычную судьбу. Дочь простой санитарки стала символом освобожденной женщины Востока и первой национальной поэтессой Дагестана.
Отец трагически погиб, когда Фазу не было и пяти лет. Четверых детей в семье поднимала одна мать. Простая женщина из аула умудрилась всем дать высшее образование. И, очевидно, именно этот каждодневный материнский подвиг впоследствии сформировал главную тему творчества Фазу Алиевой — тему мужества повседневной жизни.
— Я не думаю, что мужество можно проявить только на войне, — говорила она, — есть мужество жить, мужество выполнять свой долг перед родителями, мужество достойно нести бремя повседневности. И это мужество вдохновляет меня писать стихи.
Ты, дочь моя, уходишь в дом чужой.
А каждый дом — сам по себе держава.
Там все свое. Там распорядок свой.
И свой закон,
И правила,
И право.
Свои капризы у порога брось
И уважай привычки их любые:
Коль там хромые –
обопрись на трость.
И надевай очки, коль там слепые,
– учила Фазу Гамзатовна.
Она писала на аварском, но первая ее книга вышла на русском языке. Переводили Фазу лучшие поэты того времени: Юнна Мориц, Владимир Туркин, Инна Лиснянская…
Фазу называла знаменитую поэтессу и переводчицу Инну Лиснянскую своей крестной матерью. Ее первая книга «Дождь радости» вышла именно благодаря Лиснянской. Рукописью молодой дагестанки заинтересовалась известная поэтесса (правда, как писала сама Лиснянская, на тот момент ей были очень нужны деньги на первый взнос за кооперативную квартиру).
– Фазу была близким человеком в нашей семье, – вспоминает дочь Инны Лиснянской Елена Макарова. – Мама переводила ее, хотя вообще-то переводить не любила. Но к Фазу благоволила. А сама Фазу в свою очередь была так добра к маме: задаривала кольцами и браслетами. Я помню лучистые глаза Фазу, добрую улыбку…
Благодаря Литинституту и дружбе с Инной Лиснянской Фазу Алиева открыла для себя мировую поэзию. И именно Лиснянская научила Фазу Алиеву читать Тору, Библию, познакомила со стихами латиноамериканской поэтессы Габриелы Мистраль, ставшей источником вдохновения для Фазу.
У нас немало молодых интересных поэтов, но им не хватает сил завершить задуманное. А я, если вдруг задумала что-то сделать, во что бы то ни стало иду к этой цели. Я люблю себя за то, что мои соперники – великие люди
И если Инна Лиснянская стала первой поэтессой, открывшей тему счастливой любви в преклонном возрасте, Фазу Алиева стала первой кавказской поэтессой, на весь мир заявившей о любви:
Протяни мне, любимый, ладонь.
На нее положу я огонь,
То есть душу свою обнажу
И тебе на ладонь положу…
Она говорила, что не может писать, если не влюблена.
Величественная, с тяжелыми черными косами, в ярких и дорогих нарядах – ее трудно было не заметить. Говорят, молодая Фазу брала в качестве примера образ легендарной аварской поэтессы Анхил Марин, которой зашили уста за свободолюбивые песни.
– Я очень большое внимание уделяю своим нарядам. У меня есть стиль. Если меня среди тысяч увидят – люди отличат, что это я. Только я имею такую прическу. Только я так ношу платок. Пусть даже это будет плохо, но это я, — говорила Ф. Алиева.
Ей было всего тридцать три, когда она получила высокое звание национального поэта Дагестана. Первая женщина — национальный поэт. Почему именно она?
– Не потому, что была в принципе единственным поэтом-женщиной. В Дагестане были и другие поэтессы. Дело в том, что Фазу такая была одна: харизматичная, амбициозная, с колоссальной силой воли, – вспоминает поэт и переводчик Марина Ахмедова-Колюбакина.
Когда ее спрашивали, что в себе она ценит больше всего, Фазу отвечала: свою волю. «У нас немало молодых интересных поэтов, но им не хватает сил завершить задуманное. А я, если вдруг задумала что-то сделать, во что бы то ни стало иду к этой цели. Я люблю себя за то, что мои соперники – великие люди».
Она любила вспоминать удивление своей бабушки, всю жизнь полагавшей, что мир начинается с горы перед аулом Геничутль и заканчивается холмиком, что за аулом, но вдруг открывшей для себя размах и объемы страны. Благодаря Фазу Алиевой поэзия Дагестана приобрела размах и объемы, перестав существовать в пространстве от горы до холмика, введя национальную культуру в контекст литературы мировой.
Ее судьба была непростой. Пятнадцать лет она работала заместителем Председателя Верховного Совета Дагестана. А это не могло не наложить отпечаток на отношения между людьми. Недомолвки, разногласия, недоброжелатели…
«Фазу, над нами вечный снегопад», – с этих слов поэт Магомед Ахмедов начал свое стихотворение-посвящение Фазу.
Поэт был прав. Фазу похоронили в день смерти, 1 января, на старинном кладбище в Махачкале. Она умерла, долго и мужественно сражаясь с тяжелым онкологическим заболеванием. В городе мела первая в новом году метель…
Статьи из «Общество»
Мудрость, рожденная в горах

России судьбоносный путь

Гаранты Конституции

Второй век ветерана

Победа в музейных экспонатах

Духовный смысл Курбан-байрама

История одного села: Кубачи

Любовная травма
