Философия как познание и образ жизни


Так назывался XXIII Всемирный философский конгресс, состоявшийся в Афинах в августе 2013 года. Как известно, он проходит раз в 5 лет и имеет резонансный характер для всего мирового сообщества. Общее количество участников конгресса составило более 3000 человек из 84 стран: - из России – 467, Греции - 432, Китая – 308, США – 236, Индии - 170, Мексики – 127, Германии - 104, Италии – 101, Испании – 98, Бразилии – 92, Японии – 88 человек. Философы мира обсудили широкий круг проблем, объединенных общей темой, что стало своеобразным смотром интеллектуальных сил в мировом масштабе. Подавляющее большинство участников конгресса – представители вузовской философии, профессионально ею занимающиеся и преподающие ее в своих странах.
Особая атмосфера этого конгресса объяснялась и тем, что он проходил на родине философии, в Греции. Многие были на конгрессе и в Греции впервые — им хотелось хоть раз в жизни побывать в колыбели любви к мудрости; он собрал рекордное количество философов всего мира и высокий интерес к архитектурным шедеврам культуры, в первую очередь к символу Афин — Акрополю с его Парфеноном. В 5-миллионном городе повсюду была развешана информация о конгрессе, ход его работы освещался в прессе и на центральных телевизионных каналах.
Торжественная церемония открытия конгресса проводилась у подножия древнего Акрополя, в Одеоне Герода Аттического, сооруженного им в 165 г. Уже здесь можно было почувствовать, что основным нервом работы конгресса станет социально-политическая проблематика. Так, во время своего выступления министр культуры позволил себе не вполне удачное в контексте стоящих перед Грецией проблем высказывание о тесной связи философии и идеи справедливости. В амфитеатре пронесся гул, и министр был вынужден продолжать свое выступление под негодующие выкрики с мест недовольных политикой страны соотечественников. Греческие участники конгресса освистали и министра культуры Паноса Панайотопулоса после его слов, что «греки могут прожить и с меньшим». Хотя к началу мирового конгресса политического накала страстей в Афинах не было видно, разве что следы листовок на стенах и призывов на тротуарах… На том же открытии конгресса всем понравилось выступление представителя Англии философа Саймона Кричли, призвавшего свою страну «вернуть Греции мрамор Парфенона, вывезенный лордом Элджином с разрешения турецких властей во время владычества Оттоманской империи». Требование возвратить мрамор Парфенона, украденный из Акрополя почти 200 лет назад и сейчас находящийся в Британском музее, встретило всеобщее одобрение переполненного 5-тысячного амфитеатра Одеона.
Афинский конгресс был отмечен присутствием ряда философских фигур первой величины – Ю.Хабермас, Э.Агацци, Э.Берти. Событием на форуме стало выступление восьмидесятичетырехлетнего немецкого философа Юргена Хабермаса — его часовой доклад был посвящен соотношению патриотизма и космополитизма, проблемам движения к новому гражданскому обществу и т.п. Аналитики отметили, что в его выступлении было «много старых идей, но были и новые, и в целом это апология и легитимация в социальной и философско-правовой теории современной практики деятельности европейской бюрократии». Ю. Хабермас, испытавший сильное влияние марксизма и традиционно выступающий с позиций социал-демократии, известен в философии как автор концепции коммуникативного действия и поворотная к постмодернизму фигура современной культуры. К его чести, нередко выступает с позиций критики европейской политики и отстаивает национальный суверенитет государств третьего мира. Вот и в Афинах в своем докладе и на пресс-конференции говорил об опасности роста ультраправого популизма, о необходимости изменить курс европейской политики. Хабермас, который в свое время как советник Г.Шредера повлиял на особую позицию Германии во время вторжения НАТО в Ирак, ныне критиковал правительство Германии за то, что под ее руководством ЕС отдает приоритет выходу из кризиса, и наибольшую цену платят наименее защищенные слои общества. Говоря об известном кризисе экономики Греции, Хабермас сказал, что не считает выход Греции из еврозоны хорошим экономическим и политическим решением. Он ожидает роста антиевропейских настроений: «На ближайших выборах, вероятно, вы увидите усиление партий, которые выступают против идеи единой Европы. Нужно изменить европейскую политику и перейти от проекта элит к проекту с участием всех граждан». Среди социальных проблем он особо выделил безработицу и миграцию, призвав граждан «стать более терпимыми».
На вопрос представителя Китая о конфликте Востока и Запада философ ответил, что хотя, возможно, и есть недооценка Азии со стороны Запада, но конфликтной ситуации нет. «Китай — одно из древнейших государств мира, страна, много веков оказывающая влияние, и я не думаю, что есть конфликт между Востоком и Западом».
Мне было по душе заявление Ю.Хабермаса, что, несмотря на то, что космополитизм остается расплывчатым понятием, только он может быть сегодня актуальной позицией для заинтересованного решения общемировых проблем. Важнейшая из них – обуздание грубой силы, повышение эффективности управления, борьба с коррупцией. Философ отмечал, хотя наднациональное право выше государственного, национальное государство, опираясь на насилие, зачастую попирает общепризнанные конвенции. При этом ставка делается на свободу и суверенитет государства вести войну без особого ее оправдания. Многие политики, в том числе на Западе (в частности Г.Шмидт), выступали за аннулирование такого права. Здесь необходима мобилизация институтов гражданского общества на международном уровне. Весьма уместным считаю рассмотрение Хабермасом в данном контексте проблемы международной солидарности. Философское обоснование солидарности должно исключать корысть, только тогда она будет избавлена от подозрений, недоразумений и обвинений.
В унисон взглядам Хабермаса был доклад американца Девида Расмуссена о легитимности солидарности. Он оценил вклад Хабермаса в развитие идей Канта о международном правовом порядке и космополитизме. Уникальность Евросоюза Расмуссен усматривает в выводе государств за формат национальных проблем. Их граждане должны адаптироваться к солидарности и космополитизму как к важнейшим принципам современной демократии. Как их превратить в конституционное право – задача юристов, а задача философов — дать новое толкование права, закона.
Хочу особо выделить доклад профессора А. Билецки из государственного университета Израиля; она посвятила свой доклад тому, что израильская политика в отношении Палестины и арабов несправедлива. Лично я первый раз из уст солидного еврейского ученого слышу подтверждение тому, что я двадцать лет назад в парламенте Израиля пытался объяснить своим оппонентам. В 1994 году мы делегацией были в Израиле, нас принял член Кнессета – израильского парламента. Он был выходцем из России. Мы с ним дискутировали на тему палестино-израильского конфликта. Ему очень трудно было мне возражать, но все же я не cмог его убедить. И вот профессор в Афинах привела все мои доводы. Билетски обосновывала различие религиозного, философского и мирского (обыденного) подходов к правам человека. Осмысливая вопрос, как связаны демократия и права человека, она подвергла «сомнению процедурный подход» в толковании демократии Ричардом Роузом. На практике ООН, особенно, США права человека подчиняются демократии, у которой весьма «странный список существенных принципов». Требование этой странной демократии экономическим давлением и военным вмешательством привело к вопиющим нарушениям прав человека в Египте. Я это говорю к тому, что западному человеку очень сложно понять, какие арабы, и почему они так поступают. Да, иракцы жили в авторитарном государстве, да, не было демократии, но убийств не было, человеческие жизни были сохранены! Что еще нужно?! Хочется выразить признательность профессору И.Кучуради за организацию данного выступления.
Интересным мне представляется выступление Яна Феррари (США), тот факт, что философия является образом жизни, обосновывал следующим аргументом. Любая философия исходит из религии. Например, немецкая классическая философия опирается на христианство. Осмысливая и эту идею, размышляя и после конгресса уже в Дагестане, я обнаружил: исламская философия на всемирном форуме была представлена весьма незначительно. Во всяком случае ее значимость в науке совершенно не соответствует мировому весу мусульманской религии в духовной жизни человечества. Одна из 75 секций на конгрессе – «Исламская философия» заседала всего два раза за всю рабочую неделю, охватив менее десяти докладчиков из Ирана, Турции, Малайзии, Узбекистана, Индии…Разумеется, представители мусульманских стран выступали и на других секциях, но их было крайне мало. И всего один пленарный доклад профессора Колумбийского университета из США, выходца из Сенегала – Сулеймана Бачи. Доклад его был достаточно оригинальным по постановке проблемы: перевод философских идей с одного языка на другой равносилен воздействию метода. Языковой перевод философии – существенная переработка ее. По мнению докладчика, философия органична опыту и культуре народа, его антропологии, и любой ее перевод существенно искажает ее смысл. Но экуменичный язык для философии, как некогда латынь для науки, невозможен. Сулейман критически оценил перспективу английского в роли экуменического, охарактеризовав его как практичный язык. Вскользь заметил о роли арабского языка как ограничивающего открытость исламского мира.
Российскую делегацию возглавлял крупный российский философ, директор Института философии, академик РАН, наш земляк А.Гусейнов. Здесь собрались практически все ведущие специалисты и весь президиум российского философского общества. Александр Чумаков, Андрей Королев, Вячеслав Степин, Владислав Лекторский, Борис Юдин, Владимир Порус, Владимир Диев и Виталий Целищев, Вячеслав Мантатов — участник международных конгрессов с 1964 года. Академик В. Степин, президент Российского философского общества, сделал доклад об исторических типах рациональности, академик В. Лекторский, еще в недавнем редактор «Вопросов философии», говорил о рациональности как о культурной ценности. Свое выступление академик Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов посвятил философии как этическому проекту. Участие дагестанцев в XXIII Всемирном философском конгрессе продолжил экс-президент РД Муху Гимбатович Алиев, работающий ныне в Институте философии РАН. Он выступил на секции «Философия глобализации» с докладом «Глобализация и международный терроризм». Мой доклад на секции «Теория познания и эпистемология» назывался «Социокультурная обусловленность познания в специфике когнитивной культуры». Знаменательным событием для дагестанской философии является участие в конгрессе магистрантки ДГУ Зайнаб Саидовой, поездка которой стала возможной благодаря финансовой поддержке, организованной депутатами Госдумы Г.Сафаралиевым и М. Гасановым.
Разумеется, слабой стороной русскоязычных участников конгресса является незнание или плохое знание английского, и это в ситуации повышенного интереса к российской делегации со стороны многих философов мира. И чтобы довести до мировой философии значимые идеи российской науки и культуры, необходимо живое общение на английском языке, хотя на одном из семинаров ведущий – греческий профессор сказал, что язык философии – это язык немецкий, французский и русский, а английский язык для философии бедный».
У многих участников конгресса вызвала интерес секция под названием «Будущее марксизма?» Докладчики и выступающие из КНР, США, России, Греции оказались единодушными в том, что, без сомнений, марксистская философия важна для всех народов планеты и имеет перспективы для дальнейшего развития.
Если говорить об общем тоне всемирного философского форума, то его можно свести к выводу: «Современная цивилизация испытывает глубокий системный кризис своих фундаментальных оснований — экономических, социально-политических, духовных. Задача философского общества – предложить человечеству наиболее оптимальные сценарии выхода из этого кризиса» Неслучайно философы первой мировой «десятки», например, Ю. Хабермас, больше, чем обычно, уделили внимание именно политическим вопросам, не возлагая особых надежд на «кабинетного» философа, который лишь пребывает в абстрактных размышлениях и пишет книги. Мы должны, полагает немецкий мыслитель, покинуть башню из слоновой кости и чаще напрямую обращаться к народу: через СМИ разъяснять людям особенности современного образа жизни, помогать им формировать верные знания о мире.
На конгрессе президент Международной федерации философских обществ прошлого созыва Уильям Л. Макбрайд (США) был сменен новым философом – федерацию возглавил Дермот Моран (Ирландия). Вице- президенты: Танелла Бони, (Республика Кот-д-Ивуар); Кен-ичи Сасаки (Япония); Лурдес Веласкес (Мексика). Генеральный секретарь МФФО – Лука Мария Скарантино (Италия). Я привожу эти фамилии и страны, чтобы читатель «Дагестанской правды» получил представление о своеобразных лидерах в мировом сообществе философов.
На проведение очередного Всемирного философского конгресса были поданы две заявки — от Китая и Бразилии. Путем тайного голосования принято решение о проведении следующего конгресса в Пекине в 2018 г.
А пока огромный теоретический материал Афинского конгресса, который, несомненно, значим для всей мировой науки и политики, требует осмысления во всех уголках мира для решения конфликтов, для устранения неравенства и несправедливости, которых предостаточно и в России, и в нашем Дагестане.
Статьи из «Общество»
Мудрость, рожденная в горах

России судьбоносный путь

Гаранты Конституции

Второй век ветерана

Победа в музейных экспонатах

Духовный смысл Курбан-байрама

История одного села: Кубачи

Любовная травма

Особый склад характера
