X
08:38 25.10.2011

Формирование национально-государственной идентичности дагестанцев-россиян в современных условиях

От редакции. Многолетние дискуссии дагестанских ученых, политиков, литераторов, публицистов по проблемам национального вопроса вновь и вновь концентрируются вокруг традиционной дилеммы: или он «хороший», «созидательный», «либеральный», или «плохой», «разрушительный», «зоологический», несущий дагестанскому народу множество бед, задерживающий его развитие, возрождение. Что же такое этническое и национальное в политологическом дискурсе? Это традиционный вопрос сегодня столь же закономерен и актуален, как и вчера, как и 30-70 лет тому назад. Именно поэтому редакция решила опубликовать доклад на пленарном заседании по этой теме доктора политических наук, профессора Абдуллы Магомедова на Всероссийской научной конференции «Двадцать лет российских реформ: итоги и перспективы», состоявшейся в Махачкале 14-15 октября 2011 года.

…Обоснование и формирование национально-государственной, гражданско-политической, культурно-цивилизованной идентичности дагестанцев-россиян, как представляется, становится ключевым приоритетом не только современной дагестанской (российской) политики, но и современной политической науки. Сегодня на этом высшем научном форуме с участием видных ученых страны нам представлен редкий шанс для обоснования, «взвешивания», «измерения», проверки или подтверждения идеи, изложенной в формате небольшой книги «Мы –дагестанский народ». Она находится у вас в руках. 

Наши рассуждения по этой проблеме не могут быть лучше или хуже того, что им предшествовало. Известное еще не есть познанное, понятое. Новые рассуждения – это что-то другое. Это другой взгляд, который действительно нуждается в критической научной и общественной экспертизе.
В основе предложенной вашему вниманию работы лежит концепция социально — экономических, исторических, политико — культурных, политико — образовательных, политико — психологических трансформаций идентичности. Синтезируя процесс этногенеза, пути формирования дагестанского народа с древнейших времен до наших дней, опыт культурно-исторической психологии, где культура выступает особой подсистемой и пронизывает все без исключения социальные изменения, непрерывного, постепенного, эволюционного развития от племени, народности и этносов к дагестанскому народу, мы рассматриваем процесс самоидентификации в большом интервале времени (особенно с конца XIV века, когда впервые появилось слово «Дагестан», до конца первого десятилетия XXI века). Мы делаем это через призму динамичного взаимодействия устойчивых глубинных уровней психологической культуры развивающейся системы этносов и уровней осознаваемых ныне широким слоем населения, значительной частью интеллектуалов и различных элит ценностный императив – государственной, политической, социокультурной сверхэтнической общности — дагестанский народ, подверженный трансформационному эффекту. Формирование надэтнической совокупности, соединение, «сплавление» дагестанских этносов рассматриваются в книге и через призму общности территории, их обреченности природой и исторической судьбой жить вместе, автохтонности генетического кода всех коренных этносов и многочисленных этнических групп, генетического родства языков, общей материальной и духовной культуры, единого хозяйственного уклада.

Дагестанцы давным-давно восприняли идеологию идентификационной триады, в соответствии с которой ощущают себя одновременно и представителями определенного дагестанского этноса, и дагестанцами, и россиянами. Тройственная самоидентификация без нарушения балансов — непременное условие существования Дагестана и в XXI веке. Мы живем в российском обществе как дагестанцы -россияне, а в глобальном мире – как россияне. Человек уже сегодня больше привязан не к этносу, а к новым типам интересов, ценностей, коммуникаций…

В исследовательском контексте книги проектируется национально-государственная идентичность дагестанцев-россиян как ключевой аспект современного  политического сознания, политической  идеологии, политической культуры, политической социализации, структурируемый посредством синтеза трех основных составляющих компонентов: «образов – ценностей – символов», то есть трех постоянно и динамично взаимосвязанных показателей самого процесса.

ПЕРВЫЙ – неосознаваемые (инстинктивные) элементы политико-культурной матрицы, иначе говоря, неосознаваемые элементы идентификационного образа Дагестана.

Каковы же неосознаваемые базисные элементы социальных представлений индивида о собственной групповой принадлежности? Почему идентификационный концепт «дагестанцы» все еще не закрепился в сознании и лексиконе большинства наших людей? Почему предпочитают идентифицировать себя не по гражданской общности, а по этническому (аварцы, даргинцы, кумыки…) или по месту жительства (акушинцы, ахтынцы, ахвахцы…)?  Какие вызовы, заблуждения и опасности существуют на пути формирования национально-государственной идентичности? Надо ли подумать над тем, что реставрировать, а что реконструировать в нашем традиционном сознании? Много таких вопросов самоидентификации.

Основным, решающим фактором неосознаваемой интерпретации образа Дагестана после драматического, крайне тяжелого начала XXI века мы считаем неустойчивость – гиподинамию, то есть понижение подвижнической деятельности общества, исчерпание ресурсов адаптации к новым изменениям, деструкцию функционирования социально-политической системы, в том числе некоторых существенных признаков национально-государственной идентичности, и определение ее места и роли в новых условиях. Мы здесь лишь перечисляем основные признаки неустойчивости нашего общества, трудности стратегической нестабильности, вызовов и угроз, а в книге эти выводы обоснованы конкретными фактами и цифрами.

Основными признаками гиподинамии являются: примитивная экономика; этнокапитализм; низкая политическая конкуренция и понижение чувства социальной и стратегической ответственности политической элитой; крайний индивидуализм и катастрофическое уменьшение уровня представления об общественном благе; правовой нигилизм и правонарушение; растущий разрыв между бедными и богатыми и привыкание олигархических групп к необоснованному достатку как факторы негативной мобилизации населения; отрицательное отношение большей части населения к обеспечению базисного принципа устройства общества – социальной справедливости и тотальной коррупции во всех сферах;  недоверие и неверие в демократические институты и способы демократического управления; абсентеизм (массовое уклонение от участия в выборах и устойчиво повторяющийся в течение двадцати лет от выборов к выборам индекс «управляемости»); незрелость гражданского общества; преобладание в обществе подданнической политической культуры и размытая, неопределенная  политическая и партийная идентичность; раскол в исламской идентичности, раздробленность традиционных и нетрадиционных джамаатов; диктатура абсолютного невежества и нескончаемые теракты, политические убийства и религиозно окрашенный экстремизм; культ денег и вседозволенность; имитация как символ времени; конформизм и снижение значимости роли научной, творческой и образовательной интеллигенции; резкое падение уровня образования; присутствие архаических идентификационных форм сознания, в том числе мифомышление и этноплеменная трактовка  народа; отсутствие системы, в том числе законов защиты прав этнических групп и меньшинств; все еще существующие субъективные иерархические (пирамидальные) негласные схемы лидерства народов Дагестана и национального баланса во власти; вмешательство зарубежных эмиссаров и другие источники дестабилизации республики; антидагестанское настроение некоторых русских националистических организаций, отдельных политиков, политологов и других. Совокупность существующих проблем превышает понимание и способность превращать их в возможности.

Как принципиально важное подчеркивается в книге понимание того, что общереспубликанские проблемы решаются на уровне политического образа мышления. Дагестанское общество является политическим, поскольку сформировано с 1921 года в границах субъекта Российской Федерации, и как  ее этнотерриториальная республика имеет свои органы управления, которые  избираются на определенный срок и в определенном порядке. У каждого дагестанца есть своя малая родина, но у всех дагестанцев есть еще иное чувство Родины (с большой буквы) как общей политической ценности – Республика Дагестан Российской Федерации. Мы в России – Россия в нас. У нас нет «больших» и «малых» народов, у нас есть многочисленные и малочисленные  равные народы, а национальность не является ни заслугой, ни недостатком человека. Нашим конкурентным преимуществом в России является целостное восприятие Дагестана как многонациональной республики без официального лидерства какого-либо одного народа и наша историческая этика межнациональных отношений.

Понятие «дагестанец-россиянин» означает не принадлежность к этносу, а принадлежность человека -гражданина к конкретному политическому организму. Это подразумевает, что он член российского (дагестанского) общества, находящегося под общим управлением, и у него есть права и обязанности в этой политической системе именно как гражданина, а не просто как обывателя, руководствующегося своими личными интересами. Дагестанец как гражданин России и Республики Дагестан обязан подчиняться только праву, только легитимно принятым законам вне зависимости от национальности, мировоззренческих критериев, политических и религиозных предпочтений.

В таком реалистическом понимании народы, национальности, этнические группы: аварцы, агулы, азербайджанцы, армяне, арчинцы (население одного аула -1370 человек), андийцы, годоберинцы, даргинцы, каратинцы, кубачинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, русские, рутулы, табасаранцы, таты, украинцы, цахуры, чеченцы-аккинцы… дальше можете продолжать сами до 132 – в отдельности не имеют политической системы, своих государственных образований, органов власти, своих бюджетов и механизмов распределения материальных благ и услуг, не могут регулировать поведение и взаимодействие людей и многое другое без политической власти – организатора совместной жизни всех народов. Все эти важнейшие составляющие, без которых не может функционировать общество, и другие атрибуты имеет только гражданская общность -дагестанский народ.  Однако такая политически составляющая дагестанской идентичности выражена у жителей республики  слабо.

Идентичность не образуется раз и навсегда. Идентичность исторична по сути, она меняется вместе с тем, как меняется общество. На основе развития экономики, культуры, образования, науки, искусства, общего русского языка, единого идеала и стиля в контексте жизни из различных этносов мы выработали больше общедагестанского, чем особенного. По существу у нас нет многообразия культуры, а существует по гегелевской теории — единство этого многообразия, существует единый культурный стандарт и общий дагестанский менталитет. В течение последних 100-110 лет в Дагестане произошла коренная ломка ценностных ориентаций, мировоззренческих устоев в зависимости от преобладающих тенденций в российском и мировом обществе. В Дагестане находится не только самый высокогорный аул Европы – Куруш, но и дагестанцы в подавляющем большинстве вместе со всеми народами России поднялись на уровень современной европейской культуры: в космос, к тайнам атомной энергетики, классической литературе, искусству и музыке, мировым университетским кафедрам, высшим государственным должностям страны, мировым рекордам на олимпиадах… Как говорится, живущие изменяются, а изменяющееся живет.

В этом контексте преобладающее ныне в науке, литературе, СМИ… понятие «многообразие дагестанской культуры» опасно как основание негативной коллективной идентичности. Там, где многообразие, там есть «мы» и «они» – два разных полюса, две противоположности. Они не «мы», мы – не «они». «Они» олицетворяют посторонних людей, с кем не желают объединиться. «Они» — это самое древнее понятие, существовавшее еще в первобытнообщинном строе. Культурно-цивилизованное «мы» – дагестанский народ – это те, которые солидарны по всем основным жизненным позициям и ценностям. Образно говоря, разные пальцы одной руки работают на общую цель. В политическом плане многообразие дагестанской культуры угрожает высшей ценности – свободе. С социальной точки зрения оно консервативно. В плане единства и сотрудничества наших народов и этнических групп оно является идеологической фикцией и основой латентного национализма.

Еще один пример. Конституция Республики Дагестан, с одной стороны, отводит роль суверена «многонациональному дагестанскому народу» как целому, а не как механической совокупности составляющих его национальностей, этносов и этнических групп, и устанавливает равенство прав и свобод всех граждан РД независимо от национальности, что открывает возможность для интерпретации обладающего суверенитетом сообщества как гражданской общности.

А с другой стороны, во-первых, ни в Конституции, ни в законах, ни в научной литературе до сих пор вообще не существует определения дагестанскому народу. Поэтому, естественно, мы делаем попытку впервые обозначить понятие «дагестанский народ». Во-вторых,  в статье 2 Конституции РД отождествляют понятия «народы Дагестана» и «дагестанцы». Дагестанцы – это не этнос, не этноним, а обобщенное обозначение всех людей, которые живут в республике и являются ее гражданами. При этом гражданин Республики Дагестан, гражданская идентичность напрямую не связываются с этнической принадлежностью. Наши этносы живут в гармонии с окружающей средой, находятся в состоянии гомеостаза (единой целостности). Коллективная, гражданская идентичность – это более широкая и универсальная идентичность, не перекрывающаяся этнической. Наличие многосоставного дагестанского народа не угрожает, не перекрывает и не совпадает с этнической идентичностью, а также признает за гражданами свободу сохранять и поддерживать свое культурное наследие. Иными словами, можно быть аварцем, даргинцем, кумыком, русским, украинцем, азербайджанцем, армянином, ногайцем, считая себя дагестанцем, воспринимая Республику Дагестан как место постоянного проживания и как свой дом. Гражданство (принадлежность к Республике Дагестан) представляет собой одну из идентичностей человека, и совсем необязательно – главную. Национальная самоидентификация – сугубо личное дело, результат цивилизированной ментальности конкретного человека, одно из условий его свободы. Дагестанский русский или дагестанский грузин не перестают быть русским или грузином. У них двойственная самоидентификация. Идентификация  – понятие многоуровневое.

Термин «дагестанец» несет в себе не этнический, а общереспубликанский (общероссийский), общегосударственный смысл как специфическую надстройку эмоционально-волевой и сознательной сферы, которая противостоит социальной деструкции, развалу и разладу, способствует консолидации общества в этом глобализирующемся мире, превнося в него элементы стабильности, инвариантности, непрерывности и стимулируя созидательные тенденции современной нашей истории.

Ныне в школьных учебниках и научных исследованиях, на форумах, конференциях, круглых столах, в журналах, газетах, на радио и телевидении, в художественных произведениях, публичных выступлениях, обыденном общении преобладает произвольный субъективный взгляд в использовании разных по смыслу, то есть невзаимозаменяемых, синонимичных терминов «дагестанский народ», «народы Дагестана», «народности Дагестана», «дагестанские народы», «дагестанцы», «граждане Дагестана», «этносы Дагестана», «многонациональный дагестанский народ». Согласия как не было, так и нет в интерпретации этих понятий. Естественно, мы даем в книге свое толкование по всем этим терминам.

Такой подход к этнологии не только не верен, но и опасен и, на наш взгляд, даже недопустим. Почему? Потому что он мешает, затрудняет многонациональному дагестанскому обществу, его политической власти выстраивать эффективную, реальную, продиктованную самой жизнью, социальным временем и пространством этническую и национальную политику и мешает обеспечивать правовое и социальное регулирование, определять место и роль национальностей в системе дагестанского (российского) общества и  социальных, политических, экономических, культурных отношений.
Гражданская общность «дагестанский народ» может стать источником, мощным ресурсом, локомотивом развития, будучи облеченной в форму позитивной национальной идентичности (солидарности во имя собственного развития, а не против «других»). Вопрос в том, как стимулировать и поддерживать позитивную гражданскую идентичность, становиться в  современных условиях важнейшим ресурсом модернизации республики.

ВТОРОЙ аспект формирования идентификационного сознания дагестанца – культурно-символические компоненты (мировоззренческие). Это доминирующие в дагестанском обществе ценности и образы, символическое пространство идентификационного выбора, устойчивая, позитивная политико-психологическая картина Дагестана как высшая ценность, восприятие его как ареал и основной стратегический ресурс обитания, который нужно беречь и защищать, цивилизационно-историческая уникальность.

Идентичность дагестанского народа формировала в первую очередь единая природа: горы и равнины, Сулак и Самур, «кормящие» нас ландшафт и море, ледники и леса…

Тысячелетний возраст у общедагестанской идеи и общедагестанского мира. Геополитическая ее формула зафиксирована в древних рукописях, фольклоре всех этносов и субэтносов Дагестана, уточнена и отражена в трудах отечественных и зарубежных ученых и путешественников, произведениях писателей, поэтов, художников, музыкантов, ашугов всех этносов разных эпох и времен, развита в речах ханов, беков, кадиев, имамов, шамхалов, наибов, революционеров, алимов, шейхов, политиков и государственных деятелей XX века и в наши дни, государственных законах и решениях. С глубокой древности известно о единстве общего происхождения этносов Дагестана.

Особую роль в исходной стадии формирования единой общности сыграло нахождение Дагестана в сфере персидской цивилизации, а позже – арабской. Единство появилось в многочисленных войнах против различных кочевников и государств. Новая фаза процесса формирования единой общности начинается при Петре I. Особым и значительным событием в процессе формирования общности была национально-освободительная война под руководством имама Шамиля. На Кавказе была еще и другая — «мировоззренческая война», существовала еще контркультура. Война в системе взглядов и ценностей на все происходящее и место дагестанских этносов в этой войне, их взаимоотношения с участниками войны – русскими офицерами и солдатами, военной элитой и интеллигенцией. Завоевание Дагестана превращалось в завоевание самих завоевателей. Зачарованные природой, тайнами и культурой мира, помимо оружия, они, представители пушкинской Руси, независимо от правительства несли в Дагестан свои тайны, свою культуру, свое свободолюбие. А свободолюбие одного народа всегда поймет свободолюбие другого. Так возникали кавказские стихи Пушкина, поэмы Лермонтова, повести Толстого «Хаджи-Мурат», «Аммалат-бек» Александра Бестужева-Марлинского (Мосфильм сейчас завершает картину по ее мотивам). По этому поводу Расул Гамзатов заключил: «…Не Русь Ермолова нас покорила, Кавказ пленила пушкинская Русь».

Исключительное значение имели в формировании дагестанской идентичности присоединение Дагестана к России после Кавказской войны, большевистская революция 1917 года, образование Дагестанской автономной республики в 1921 году и многие другие, известные вам судьбоносные события последующих лет… В последние годы все более значительную роль играют также виртуальные идентичности, формируемые в рамках сетевых сообществ.

И наконец, ТРЕТИЙ аспект –конструируемые компоненты (сознательно-селективные), то есть возможность государственных органов страны и республики как центральных институтов политической системы воздействовать через концептуализацию идеологического поля и проводимую информационную политику на идентификационный выбор и политическую, социокультурную самоидентификацию граждан Республики Дагестан. В этом плане преобладающей ценностью в книге рассматриваются государство, президент, парламент, правительство, политическая элита, воспринимаемые как интенсификаторы «подъема» модернизации. Суть проблемы – в утверждении подхода: эффективное государственное управление возможно лишь при становлении высококвалифицированного, образованного дагестанского политического класса, способного к объективному анализу современных проблем, понимающего свою стратегическую ответственность за принимаемые решения перед обществом, подпитываемым новыми идеями и силами.

Статьи из «Общество»

«Вахта Героев Отечества» – дань памяти прошлому

8
В ежегодно проводимой уже в шестой раз...

Равняйсь! Стройся!

8
Республиканский сборный призывной пункт военного комиссариата РД в эти дни напоминает...

Стократ Сократ

10
Нет, я в гороскопы не верю. Я вообще не верю ни в белую, ни в черную магии. Но все-таки иногда...

Пересдача на права: новшества

3
Водительские удостоверения обязаны поменять иностранные граждане, у которых с 1 апреля 2025 года исполнился год с момента разрешения на временное проживание,...

«Вариатор» или «робот»?

16
Какая разница, скажет иной водитель, ведь под ногами две педали, а остальное неважно. Что...

Проверят законность повышения штрафов

110
Группа из 97 депутатов Государственной Думы...

Силой мысли облечённый

17
Загадочная личность, мыслящая категориями инновационного будущего. Аскерхан Аджиев (на...

Его считали без вести пропавшим

13
Больше 2 миллионов человек пропало без вести в Великую...

Нам расскажут о нас

1572
Дагестан последние несколько лет в топе туристически привлекательных регионов России....

Космос будущего

23
Амбициозный национальный проект «Развитие многоспутниковой орбитальной группировки»,...

Улучшить жизнь особенных граждан

15
Актуальные вопросы оказания помощи и социальной...