Фундамент государственности
Сегодня в мире насчитывается порядка 7 тысяч языков, но каждые две недели умирает один из них. В соответствии с Атласом языков мира, находящихся под угрозой исчезновения, составленном ЮНЕСКО, 90 % всех языков находится в опасности.
Дагестан – край древней и самобытной культуры, это уникальный заповедный регион России по этническому и природному многообразию, богатству традиций, констатируют эксперты «ДП». Язык есть самая живая, самая прочная связь, соединяющая разные поколения народа в одно великое историческое целое, убежден министр юстиции РД Ханлар Пашабеков.
– В отличие от других республик нашей страны, в Дагестане нет единого общего коренного государственного языка. В нашем полиэтническом регионе функционируют литературные языки 14 народов республики, а также языки этнических групп, этногенетически относящихся к более многочисленным народам.
Каждый дагестанский народ – это наша общая ценность, поэтому мы должны с любовью и заботой относиться к традициям, культуре, языку, беречь культурное достояние для следующих поколений. Во имя этого ежегодно в республике отмечается День дагестанской культуры и языков.
Сегодня огромное внимание уделяется традиционной культуре народов России. Культура возведена в ранг национальных приоритетов, и государство признаёт ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений.
Именно в сегодняшних реалиях делается большая ставка на молодежь и на передачу ей наследия традиционной культуры, которая, в свою очередь, помогает обогащать ее сознание. Подрастающее поколение вслед за взрослыми с готовностью осваивает и принимает дары культурного наследия.
Мы должны понимать важное значение участия молодежи в культурном процессе и усвоении родного языка, его развитии, сохранении и популяризации традиционной культуры народов многонационального Дагестана в целом.
Традиционная культура способствует установлению общественного согласия, обретению веры в собственные силы, укреплению взаимопонимания, улучшению духовного и физического состояния общества.
Уважение к истории, традициям и культурам всех народов России – это тот фундамент, на котором стоит Российское государство. Укреплению его незыблемых основ и способствует День дагестанской культуры и языков, – отмечает Ханлар Пашабеков.
В то же время нередко можно слышать жалобы, что школьники плохо ориентируются в вопросах культуры, обычаев и традиций своего народа, отрываются от корней, им куда ближе чужие ценности, нежели свои, родные…
О непростой ситуации вокруг предмета «Культура и традиции народов Дагестана», проблемах преподавания и этнокультурной неграмотности населения в беседе с «ДП» говорит автор многих общеобразовательных учебных программ и учебников по данному курсу, заслуженный деятель науки РД, профессор кафедры педагогики Дагестанского государственного педагогического университета Шайдабег Мирзоев.
Вот уже 30 лет в школах республики изучают курс «Культура и традиции народов Дагестана». За эти десятилетия работы можно говорить как о положительных результатах, достигнутых в части культурологического образования учащихся, так и о проблемах, считает профессор.
– Культуру и традиции народов Дагестана, как первоначально предусматривалось программно-инструктивными документами Министерства образования и науки РД, следовало изучать в качестве обязательного регионального предмета в 4, 8, 9, 10, 11 классах во всех без исключения школах Дагестана, – говорит Мирзоев. – На деле же получилось так, что в некоторых учебных заведениях по решению руководителей предмет был введен не как обязательный, а как рекомендательный. Объяснили такое решение тем, что на местах нет педагогов-культурологов, недостаточно учебно-методической литературы и прочего. Между тем сохранение и укрепление единства и целостности народов Дагестана зависят от воспитания подрастающего поколения на традициях и обычаях своего народа. К сожалению, многие нынешние учащиеся, а нередко и педагоги, даже руководители образовательных структур не понимают, что незнание культуры может пагубно сказаться на будущем страны и республики.
– Компетентны ли директора школ решать: обучать или не обучать детей культуре и традициям народов Дагестана, в то время как они сами порой нуждаются в культурологическом образовании?
– Дело в том, что в большинстве школ урок вели неподготовленные учителя. Для многонациональной республики силами лишь Минобрнауки РД и его институтов сложно в одночасье создать культурологическую базу, учитывающую реалии каждой местности и каждого народа. Введение предмета «Культура и традиции народов Дагестана», его программное содержание, скрупулезно отобранное гуманистически настроенными авторами, давало возможность не только создать собственную школьную, районную культурологическую базу, но и системно осмыслить материальные и духовные ценности каждого населенного пункта республики. Повышать этнокультурную грамотность населения нужно, объединив силы всех министерств и ведомств.
– В чем, на ваш взгляд, причина кризиса духовных ценностей?
– Тут нужно задуматься, чем нас «кормят» многие СМИ? Они заняты лишь духовным разложением народа. Весь день мы видим и читаем: украли, убили, обманули… На этом растет молодежь. Впитывая в себя негатив, она деградирует. Чтобы избежать подобного, необходимо сменить вектор информирования, говорить о добром, светлом. Разве его мало вокруг?
Решение проблемы возможно при воспитании подрастающего поколения на традиционной культуре своего народа. Именно эта установка и стала определяющим мотивом всей нашей многолетней работы по скрупулезному отбору и методически обоснованному освещению в учебниках программного содержания по предмету «Культура и традиции народов Дагестана». Разработанные программы и учебники, по отзывам учителей и родителей, положительно сказались на воспитании школьников.
– Насколько нам известно, по данному курсу было проведено анкетирование среди руководителей районных управлений образования, директоров школ, учителей, учеников и родителей. Каковы результаты?
– Анализ ответов все еще ведется, но уже можно сделать выводы по некоторым позициям. Например, ответы детей, изучающих предмет в 4 и 8 классах, существенно отличаются от ответов тех, кто его не изучает. На вопрос: беседуете ли вы с родителями о том, что узнали на уроках «КТНД», 55 % учеников ответили утвердительно. А на вопрос: считаете ли вы нужным изучение «КТНД» для вашего ребенка, 93 % родителей ответили «да», 5,6 % – «нет», 1,4 % – «не знаю».
– Как восполнить серьезный пробел в духовно-нравственном воспитании молодежи?
– Школы нуждаются в грамотных учителях-культурологах, не хватает регулярных курсов повышения квалификации, взаимодействия учителей с деятелями культуры, науки, просвещения, старейшинами, духовенством республики, которые готовы оказать школам и учителям помощь в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения. Важно обеспечить каждого ученика учебниками, создать районные, городские и республиканские общественные советы по развитию национальной культуры и вернуть предмет «Культура и традиции народов Дагестана» в учебные планы с 4 по 11 классы.
Резюмируя сказанное, хотелось бы предложить пути оптимального решения проблем культурологического образования. Они, на наш взгляд, таковы:
Прежде всего – подготовка учителей «КТНД». Современная дагестанская общеобразовательная школа нуждается в функционально грамотных учителях-культурологах. Достойно обучаясь и всесторонне просвещаясь, в современных условиях нравственной деформации части общества только они могли бы прийти на замену настоящим народным учителям – именитым дагестанским мыслителям и просветителям, смогли бы стать духовной опорой дагестанского многонационального общества. Для этого Минобрнауки РД надо дать заявку ДГУ и ДГПУ о подготовке высококвалифицированных учителей – культурологов.
Необходимо обеспечение школ уже изданными учебниками «КТНД» для 5 класса и их целевое использование. Рекомендовать директорам образовательных организаций не держать полученные учебники без движения в школьных библиотеках, а непосредственно использовать в рамках преподавания предмета ОДНКНР.
Полезным будет создание районных, городских и республиканских общественных советов по развитию родной и дагестанской национальной культуры, которые взяли бы на себя решение организационных и прежде всего материально-технических задач преподавания «КТНД».
И, наконец, важно обеспечить систематичность и последовательность целостного усвоение ценностей всех направлений дагестанской национальной культуры с учетом возрастных особенностей развития и становления учащихся. Для этого следует вернуть предмет «Культура и традиции народов Дагестана» в учебные планы 8, 9, 10, 11 классов как сельских, так и городских школ, лицеев и гимназий республики.
Думается, если мы не решим эти вопросы безотлагательно сегодня, то завтра будет уже поздно.