Газеты: массмедиа прошлого, настоящего, будущего
Блогерская «аналитика» частенько голословно предрекает, что Интернет вытеснит газеты, мол, никто их не читает и никому они попросту не нужны. Но жизнь мудрее сиюминутных прогнозов, и мы видим, как в информационном пространстве сегодня спокойно уживаются «старожилы» и newmedia, конвергируя, дополняя друг друга. Поэтому огромная ошибка считать, что Интернет приведет к исчезновению бумажных СМИ.
Коллега Магомед Батыров рассказал, как недавно заходил в отделение «Почты России» и наблюдал там интересную картину…
– Добрый день. Дайте, пожалуйста, мне газету, – обратился мужчина. – Надеюсь, еще не разобрали.
– А вам какую? – поинтересовался продавец и стал демонстрировать свежие выпуски республиканских изданий.
– Зачем вы мне всё это показываете?
– Газету дайте!
– О какой именно газете идет речь?
– «Дагестанскую правду»!
Таких преданных читателей у флагмана дагестанской журналистики немало. А попробуй задержать доставку свежего номера, стационарный телефон редакции начинает «трещать» от звонков, поступающих из городов и районов республики. Еще бы, в отличие от других еженедельных республиканских изданий у ежедневного в Дагестане печатного органа есть прекрасная возможность оперативно, как говорится, по горячим следам откликаться на политические, экономические, социальные, культурные и иные события.
Трансформация очевидна
Нет спору, в скорости распространения информации интернет-журналистика бросает вызов газетам. И от адаптации к происходящим изменениям в медийном пространстве зависит успех газеты. Зная это и принимая веление времени, газета не застывает в состоянии прошлых достижений. Она активно меняется, прибегая к более компактной подаче материалов, усилению визуальной составляющей газетного контента. Те же социальные сети использует для продвижения публикаций.
Своим мнением о трансформации «Дагестанской правды» делится кандидат исторических наук, доцент кафедры печатных СМИ Даггосуниверситета Мамлакат Мамаева. Каждое субботнее утро Мамлакат Зубаировны начинается с визита в супермаркет, расположенный в Узбек-городке. На этой неделе активная подписчица еле успела забрать свой экземпляр «толстушки».
– В пятничном выпуске «ДП» с недавних пор посвящает отдельную полосу социальным сетям – неотъемлемой части жизни современного человека, и это отличная идея, – считает Мамлакат Мамаева. – Оживляет газету использование «легкого пера» в хорошем смысле этого слова. Вот, например, на днях читала небольшое эссе Абдуразака Османова – дагестанца, проживающего в Ростовской области. Публикация берет за душу, запомнились выразительный язык и яркие образы.
По приезде в Ростов-на-Дону после тазията в Дагестане мужчина вспоминает близкую родственницу – тетю, некогда бывшую связующим звеном их рода. А после ее ухода будто «обрываются все нити родства». Бывают такие люди, после которых остается невосполнимая пустота. Это настолько знакомо мне. Наверняка каждый, кто читал строки Абдуразака, представил горянок, на которых, без преувеличения, держатся родственные связи. Вспомнила «Дагправда» и о «Шими Дербенди» Хизгила Авшалумова, – с удовольствием читала отрывки из его произведения.
По мнению Мамлакат Зубаировны, нашей газете и другим республиканским печатным изданиям стоит уделять особенное внимание мыслителям, дающим направление в жизни, развивающим душу человека. Сегодня, в век технологий, нужно делать акценты на культуре, искусстве, литературе, считает она.
Качественно, достоверно и в срок
Тяжело сегодня представить среднестатистического человека без смартфона. Да и в доме почти у каждого компьютер или ноутбук. В гаджетах можно быстро найти нужную информацию. Но развитые страны массово отворачиваются от электроники, отдавая предпочтение газетам или журналам. Общемировая тенденция – крен в сторону бумажных СМИ, оттого и становится смешно, когда диванные эксперты дискутируют о неутешительном будущем газет и журналов. Помните, предсказания телеоператора Рудика в культовом советском фильме «Москва слезам не верит»? Со временем ТВ перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет, одно сплошное телевидение.
А что мы наблюдаем сейчас? Театр и кино как были, так и есть, а ТВ во многом уступает глобальной паутине.
Чтение снова в моде, тиражи европейских и американских газет потихонечку увеличиваются. А в высокотехнологичной Японии читатели подписываются сразу на несколько печатных изданий. В 2017 году тираж американской газеты «New York Times» увеличился в 10 раз, легендарной «The Wall Street Journal» вырос втрое, а «Los Angeles Times» более чем на 60 процентов. По данным Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-INFA), 409% всего взрослого населения планеты читают именно газеты.
Желание первым нажать на кнопку и первыми транслировать «горячую новость» привело к тому, что большая часть информации – откровенные фейки. Для того чтобы проверить информацию, СМИ нужно время, да и сам информационный продукт должен быть качественно и красиво подан.
Несомненно, газеты в привычном для нас печатном формате будут жить долго. И причина не в том, что читающее поколение людей будет жить дольше или что рано или поздно молодежь подружится с бумажным носителем. Просто людям свойственно умнеть. Есть устойчивое мнение, что только умные люди способны читать печатные СМИ, подвергать анализу информацию, публикуемую в них.
Пресса, рассчитанная на высокообразованную аудиторию, готовую платить за качественную, достоверную информацию, будет процветать. Она поддерживает традиции человечества, гуманизма, поэтому газеты – это массмедиа прошлого, настоящего и будущего! Они с момента появления стали неотъемлемой частью социального общения и будут таковыми всегда.