ГБО: вред или благо?
С самого первого дня, как сел за руль, стоял перед выбором: устанавливать ГБО на свою «ласточку» или нет? Хотя для среднестатистического гражданина, у которого хватает проблем и забот, ответ вроде бы очевиден: да, да и еще раз да!
Экономия налицо: раньше заправлялся каждую неделю на 1200-1300 рублей и в основном 95-м бензином, газ же обходится в два, а иногда и в два с половиной раза дешевле – цена на топливо у нас неустойчивая. И заправляюсь реже, порой даже забываю, когда, в какой из дней заезжал на АЗС. Цена вопроса? Оборудование – форсуночное польско-итальянского производства – обошлось в 21 тыс. рублей, и 5 тысяч ушло на документы. Ну и госпошлина – то ли 500, то ли 600 рублей, точно не помню.
Сэкономленные за пару месяцев деньги я пустил на ремонт самого авто: поменял наконец-то передние тормозные диски с колодками, левую наружную «гранату», планирую в ближайшее время сменить и задние «барабаны». Потом хочу заехать к ходовику и проверить амортизаторы, другие изношенные детали. Не так давно всё, что касается обслуживания машины, в том числе и заправка, составляли отдельный блок расходов на кредитке, которую приходилось заполнять сразу после выдачи зарплаты. Сейчас дела обстоят лучше: удается если не быть в плюсе, то хотя бы не уходить в глубокий минус. Словом, я доволен.
А что думают по поводу ГБО специалисты? Мнения на этот счет самые разные. Прошерстил Интернет вдоль и поперек, но очевидных предпосылок, препятствующих установке газа, так и не нашел.
«Убивает» двигатель и снижает его мощность
Самый устойчивый стереотип: мол, газ «убивает» двигатель. Утверждение верно лишь отчасти, говорят установщики. Слухи о порче мотора, по их словам, появились одновременно с первыми поколениями ГБО лет 15 назад. Начиная с ГБО 4-го поколения (у меня именно такое) впрыск газа в системе управляется штатным электронным блоком управления или контроллером, рабочая смесь по качеству не уступает бензиновой. Да, многие автолюбители в процессе эксплуатации отмечают, что на газе двигатель функционирует устойчивее и тише по сравнению с бензином.
Это объясняется тем, что октановое число газа выше, что позволяет мотору на газе работать мягче и более плавно. Что касается потери мощности, то для меня это непринципиально: средняя скорость, которую развиваю в пределах города, – 80 км/ч, за его чертой – 100-120 километров. А куда спешить? Тише едешь — дальше будешь!
Необходимость переоборудования авто
Противники ГБО отмечают: вынужденное переоборудование приводит к необходимости последующего дополнительного сервиса системы питания газом, который нужно проводить регулярно.
Сторонники приводят свои аргументы: финансово обслуживать ГБО не так затратно, особенно при учете правильно установленной и настроенной газовой системы. В то же время двигатель потребует повышенной заботы о его техническом состоянии, более частого ТО и замены группы фильтров.
Лично я к дополнительным расходам готов. Тем более что те же фильтры стоят копейки, а поменять их при желании можно и самому.
Взрывоопасность и вероятность пожара
Вот тут действительно есть над чем задуматься, ведь на кону наша жизнь и здоровье. Однако, если верить экспертам, утечка газа не является такой опасной по сравнению с утечкой бензина. Произошло, к примеру, механическое повреждение газопровода или газового баллона – газ просто-напросто охлаждается. Главная причина возможных трагедий – давление в баллоне становится выше, поскольку сжиженный газ при нагреве имеет свойство расширяться. Поэтому в летнее время в целях безопасности рекомендуется заполнять не более 80% объёма баллона.
Отнимает полезное пространство в багажном отсеке
Кто-кто, а калиноводы, в частности, владельцы хэтчбеков, спорить с этим утверждением не станут. Багажник у этого типа машин ну очень маленький, поэтому газовый баллон устанавливают в нише для запаски. У меня так.
Собираюсь за город – ставлю запасное колесо в багажник. Ездить без него на наших дорогах, даже не выезжая за пределы Махачкалы, – затея немного авантюрная Правда, пока неожиданных проколов не было. Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить.