Героизм народа
История Дагестана – это история борьбы за независимость. Любовь к родной земле и готовность защищать ее всегда были присущи нашим народам. Превыше всего ставили свободу, и чтобы без промедления выступить против врагов, наготове держали коня и оружие. Трусость каралась всеобщим презрением. Даже мать отвергала сына, бежавшего с поля брани.
В наше время неизмеримо расширилось представление о Родине, но и теперь живы традиции ее защиты от любых посягательств. Свидетельством тому военные события 1999 года, тогда на борьбу с бандами международных террористов многие дагестанцы записались в ряды народного ополчения и продемонстрировали свою преданность, отвагу и самоотверженность. Ныне идет специальная военная операция, наши воины проявляют героизм, смело отстаивая честь и неприкосновенность России. Доказательством тому плеяда дагестанцев – Героев России: старший лейтенант Нурмагомед Гаджимагомедов (посмертно); генерал-майор Эседулла Абачев; майор Энвер Набиев; старший лейтенант Руслан Курбанов, капитан Исрафил Магомедов (посмертно), а еще сотни отважных бойцов, награждённых орденами и медалями. Мы гордимся героями и восхищаемся их подвигами. Они лучший пример для нашей молодежи.
Фольклор народов Дагестана содержит богатый материал для воспитания дружбы и товарищества, трудолюбия и бережливости, храбрости и мужества, патриотизма и интернационализма, в нем отражен народный протест против социальной несправедливости, объявляется позор трусости и предательству, сурово осуждаются лень и праздность.
Народ в своих преданиях воспевает исторических героев, возглавивших борьбу против иноземных поработителей и ханского угнетения. Навечно сохранились в памяти свершения храброго Шарвили, широко известна песня «Хочбар» об удалом гидатлинце, который предпочел смерть неволе. Ко временам нашествия Тимура относится сказание «Каменный мальчик» о молодом пастухе, отказавшемся показать дорогу к роднику вражескому отряду. Он остался навечно в памяти людей как символ мужества и чести. О том же повествует песня «Парту Патима» – о девушке, которая в критический момент битвы надела мужские доспехи и «как львица» бросилась на врага, увлекая за собой остальных.
Идет специальная военная операция, наши воины проявляют героизм, смело отстаивая честь и неприкосновенность России. Доказательством тому плеяда дагестанцев – Героев России
У каждого дагестанского этноса имеется свой вариант песни «Сражение с Надир-шахом». Все они проникнуты идеей сплоченности наших народов для отпора врагу, что очень актуально сегодня, когда антиобщественные элементы пытаются разжечь огонь межнациональной вражды.
Но при всем этом горский фольклор полон оптимизма. Герой народных сказок – обычно выходец из простого народа, вступив в жестокую схватку со страшными силами зла, он неизменно выходит победителем. Бичуя жестокость и вероломство, высмеивая обжорство и корысть, чванство и кичливость, фольклор служит путеводной звездой очеловечивания людей.
Важнейшим фактором, стимулировавшим патриотизм и героизм и в труде, и в бою, выступает издавна присущий нашим людям интернационализм. Примечательно, что горские народы никогда в истории не воевали между собой. Даже многочисленные войны с иноземными захватчиками не привели к возникновению предубеждения против какой бы то ни было национальности.
Малоземелье, нехватка своего хлеба толкали горцев не к овладению чужим добром, а к поиску жизнедеятельных занятий по всему Кавказу, Средней Азии, Центральной России. Отходники повсеместно имели доброжелательных и отзывчивых кунаков, у которых получали ночлег, пищу и защиту. Считали делом чести достойно принять у себя гостей, приехавших издалека, особенно представителей иной национальности. Это формировало интернациональные чувства, способствовало выработке глубокого уважения к образу жизни, культуре, обычаям и традициям других народов. Редко можно было встретить пожилого горца, не владеющего несколькими языками. Даже на свадьбах старались, чтобы исполнялись песни и танцы разных национальностей.
Сейчас возможности интернационального воспитания детей и молодежи гораздо расширились, потому важно усилить работу по формированию культуры межнационального общения.
Для этого раньше были особые молодежные трудовые традиции. Весной юноши с зурной и барабаном, девушки с бубенцами и песней поднимались в горы, как тогда выражались, для отпугивания волков. Они ремонтировали загоны для скота, приводили в порядок родники, вырубали в скалах тропинки. Вернувшись домой, устраивали веселое шествие по селению, собирали продукты, готовили из них угощение и веселились. А еще дети и молодежь организовывали очистку сенокосов от камней. Сейчас многие традиции общественно полезного труда детей и молодежи забыты, но при желании можно и нужно их возродить.
Воспитанию сплоченности людей, мобилизации их на решение общих задач способствовали яркие, красочные праздники хозяйственного календаря: начало весны, первая борозды, встречи чабанов. Участие школьников в их подготовке и проведении сегодня способствовало бы формированию у них причастности к делам своего джамаата, аула, осознанию целостности и единства народа. При этом в связи с обостряющимися экологическими проблемами надо обратить внимание и на традиции бережного отношения к природе.
Названные и другие мероприятия помогут воспитывать молодое поколение в духе любви к культуре своего народа, уважительного отношения к нравственным нормам и осознанию необходимости соблюдать их, а также подготовить юношей и девушек жить и трудиться на благо народа и страны.