X
06:05 22.08.2008

Города как музеи цивилизации

Главный показатель уровня материальной культуры любого народа, конечно, его города. Можно сказать и иначе: наличие городов является своеобразным условием формирования этноса как нации. Именно города вносят в ее историю наиболее значимый и качественно различный вклад. Города – своеобразные научнопросветительские структуры, комплектующие, хранящие и выставляющие напоказ произведения искусства, предметы истории, науки, промышленности, быта, свидетельства из жизни великих людей и т.д. Мало, какой народ сравнится по градостроительству с итальянцами – нет, не по масштабам, не по небоскребам и не по подземкам, а скорее, по архитектурным традициям, по насыщению городов историей, культурой и религией и опять-таки по гармонии с природой.

Та же Венеция,  «город на воде», на самом деле на островах Адриатического побережья, отвоёванных титаническим общественным трудом у моря – в заболоченное мелководье было вбито несколько миллионов свай. Основанный в самом начале IX века свой современный облик город приобрел через 5 веков со своими историческими и архитектурными памятниками, знаменитыми мореплавателями и купцами, ремесленниками, производящими венецианское стекло, панно из цветного стекла Мурано, кружево Бурано,  кубки и бисер

– лучшие сувениры Италии.  Дворец Дожей (Герцогов) –  образец готико-венецианского стиля, бывшая резиденция правителей Венецианской республики, великолепны здания Старых и Новых Прокураций, красивейшая площадь Пьяцца Сан-Марко, представляющая уникальный архитектурный ансамбль. И, конечно, визитная карточка Венеции — гондольеры, одетые в красивые национальные костюмы. Но символы у Венеции другие: лев и карнавальная маска.  Но карнавальная маска, как мне пояснили,  оказалась для могущества Венеции значимее, чем символ льва. Итальянские народные праздники под открытым небом с уличными шествиями, танцами, маскарадами, театрализованными играми с XIII века  свидетельствуют о высокой духовной зрелости и историческом предназначении этой великой нации. За маской внешне беспечного и веселого, яркого, броского, скрывается, нет, не скрывается, в сущности, находится, мужественный, титанически трудолюбивый и неимоверно талантливый народ. Пятьсот лет назад Венеция была самым богатым и влиятельным городом Европы — могущество венецианского дожа по праву сравнивали с властью папы римского и германского императора. Хотя такое положение длилось недолго (в конце концов,  признанным лидером Европы стал Лондон), идейные принципы финансовых операций, накопления богатств, научных знаний, культурных ценностей остались итальянскими.

Падуя, по сравнению с Венецией, — тихий провинциальный городок в стороне от основных туристических дорог. Её самые известные памятники: базилика Сан-Антонио, капелла Скровеньи, где сохранился самый известный средневековый цикл фресок Джотто. Но наше философское сообщество, как вы понимаете, более всего интересовал  Падуанский университет, где работал Галилео Галилей – основоположник классической механики, астроном, математик, физик, один из основателей современного экспериментально-теоретического естествознания. Мы побродили по университетскому двору, пустынному в каникулярное время, почтили память великого мыслителя эпохи

Возрождения. На его долю выпали, как известно, преследования инквизиции, но, как пошутил один из наших коллег, он избежал участия в Болонском процессе, доставшемся нам в наших вузовских реформах. Напомню читателю, что через год все вузы России и Дагестана в обязательном порядке переходят на двухуровневую систему подготовки бакалавров и магистрантов.

Понять становление итальянской нации и ее величие немыслимо без осмысления  влияния Галилея, как основателя новой механистической натурфилософии, на мировую науку. Мир объективен, бесконечен, вечен (хотя Галилей допускал божественный первотолчок). Материя состоит из неделимых атомов, находящихся в состоянии универсального механического передвижения,  все процессы в природе обусловлены  строгой механической причинностью и главная цель науки – поиск причины явлений. Исходный пункт познания – наблюдение, основа – опыт. Галилей, однако, не сторонник «ползучего» эмпиризма, высоко оценил роль реального и мысленного экспериментирования, опирающегося на строгое математическое описание: «философия записана в огромной книге, раскрытой перед нашими глазами. Однако нельзя понять  книгу, не зная языка и не различая букв, которыми она написана. Написана же она на языке математики…». Галилей явился великим поборником достоверной истины, критикуя сторонников схоластических умозаключений, бесконечных  интерпретаций сакральных текстов: …что может быть более постыдно, чем слушать на публичных диспутах, когда речь идет о заключениях, подлежащих доказательствам, ни с чем не связанное выступление с цитатой, часто написанной совсем по другому поводу и приводимой единственно с целью заткнуть рот противнику? И если вы все же хотите продолжать учиться таким образом, то откажитесь от звания философа и зовитесь лучше историками или докторами зубрежки…». Правда, актуальное и в сегодняшнем нашем мире заявление, читатель? Эти и другие его выводы первой трети XVII века  определили дух мировой науки  почти на три столетия. В подобной парадигме науки немалая заслуга и великого Ньютона, но прошу учесть: он родился в тот год, когда умер Галилей.

Верона, город Ромео и Джульетты, — романтически привлекательное место — дом Джульетты, где не упускают возможности сфотографироваться рядом с ее статуей и увидеть небольшой, но исторически очень важный «балкончик», на который, по Шекспиру, девушка тайком выходила на свидание. В городе сохранились средневековые площади, улицы, соборы.  Вообще в Италии ничто не сносится, не разрушается, а восстанавливается и современно обживается. У меня создалось впечатление, что 70-80% построенного и функционирующего приходится на Средние века и эпоху Возрождения.  Потому живы материальные и духовные традиции, не оборваны история и культура, этим и силен народ. И это еще один урок многим другим народам, и дагестанцам тоже.

Самый древний архитектурный памятник в Милане — Базилика Сант-Амброджо IV в. н. э., от эпохи Возрождения сохранилась церковь Санта-Мария — делле  Грацие со знаменитой фреской  Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», замок Сфорцеско и многие другие щедевры архитектуры. На Соборной площади перед нашим взором открылось грандиознейшее и сложнейшее сооружение готической архитектуры в Италии – Миланский собор, символ города. Его строили с 1386 года в течение 550 лет 180 архитекторов, и он входит в число 100 великих храмов мира. (Фото-Нерукотворная красота). А вот знаменитый на весь мир оперный театр «Ла Скала», построенный в 1778 г., на фоне помпезных зданий Средневековья смотрится внешне очень скромно,  но главное для театра – это, прежде всего,  лучшие голоса не только Италии, но и всего мира. Утверждение, что исторической столицей моды является Париж, оспаривается Миланом давно — Италия была законодательницей стиля, вкуса, изящества задолго до Франции, и только из-за внутренних войн ХVI в. многие парфюмеры, ювелиры, производители роскошных тканей и платья перебрались во Францию.  В Милане множество модных магазинов, где выставляют свои новые коллекции именитые кутюрье, но самый красивый – это крытый пассаж Витторио-Эммануэле II.

Через курорт с двухтысячелетней историей — Аква-Терма с горячими сернистыми источниками двигаемся дальше к Генуе – одному из крупнейших морских портов в мире на Лигурийском море, в котором места хватает и для современных океанских судов, и макета каравеллы Колумба, и  морского музея, и аттракционов. У Генуи, как и у других городов Италии, свой исторический урок народам.  Дух мореплавания и торговли  запечатлён в облике этого древнего города, на её верфях строились первоклассные корабли. Знаток отечественной истории и культуры, моя коллега доцент О.Шиманская говорит: «Интересы Генуи простирались далеко за пределы Средиземноморья, ею были основаны многие колонии и в Крыму. Крупнейшая Кафа, просторная бухта Феодосии, многократно запечатлённая Айвазовским, похожа на Генуэзскую». Напомню читателю, если не ошибаюсь, свой вклад в портостроительство итальянцы вносят и в Махачкале.  И памятники Генуи, так или иначе, связаны с торговлей и мореплаванием или основаны на доходы от них, начиная с площади Банки, где когда-то на скамейках (по-итальянски «банко»), располагались первые банкиры – ростовщики и менялы, так рождался европейский дух предпринимательства, свободы, стремления к успеху. Один из важнейших культурных центров Северной Италии имеет дом-музей Н.Паганини, немало средневековых узких улиц, где не проедет современный транспорт, дворцы эпохи Возрождения, собор Сан Лоренцо, площадь Феррари, «Королевская улица», знаменитый  Дворец Дожей, в котором в 1922 году проходила Генуэзская конференция, после которой была преодолена дипломатическая изоляция Советской России. 

Пиза — тоже порт, ставший пионером в освоении северных колоний. Именно в этом городе положил начало научным открытиям его уроженец Галилео Галилей, начав работать 25-летним профессором Пизанского университета. Но город примечателен и так называемым «полем Чудес» с шедеврами средневековой итальянской архитектуры — кафедральным собором ХI-ХII вв. Санта-Мария Маджоре с кампанилой – Падающей башней  высотой 56 м. при небольшом в 15 м. диаметре. Бросая с верхушки Пизанской башни ядра различного веса,  Галилей вывел формулы свободного падения, а наблюдения за раскачивающимися светильниками собора помогли ему сформулировать законы колебания маятника.

О том, что Флоренция является символом эпохи Возрождения, символом гения итальянского народа, мы слышали не раз.  Но здесь мы были свидетелями того, как реальность превосходит мыслимое и человеческое воображение. В этом городе-музее мы всецело ощутили дух и величие Итальянского Возрождения.  Дело не в том, что здесь есть необыкновенное архитектурное сооружение, поражающее художественной ценностью фресок – это  городской собор Санта-Мария дель Фьоре XIII-XV вв. с 91 — метровым куполом, отделивший средневековую архитектуру от архитектуры эпохи Возрождения. Впечатляют Баптистерий Св.Иоанна Крестителя,  смотровая площадка «Микеланджело». В национальном музее Барджелло (1255 г.) мы увидели самые разнообразные произведения искусства: и работы Микеланджело, Донателло, Верроккьо, а также изделия французских средневековых мастеров из слоновой кости. Флоренция – это огромная творческая мастерская именитых художников,  на каждом квадратном метре города памятник истории и культуры мирового значения, включённый в реестр ЮНЕСКО. Показать всё и рассказать обо всём за один день нашего пребывания — совершенно невероятная задача, но благодаря гиду Ванессе мы оценили величие итальянского Возрождения, вклад в него семейства Медичи.

   Эта фамилия, на мой взгляд, для всего мира символизирует и патриотизм, и гражданственность, и гуманизм, и то, что мы сегодня пытаемся обозначить неуклюжим и тяжеловатым смыслом – спонсорство. Ныне и в Дагестан пришло это понятие, но мы наблюдаем лицемерное искажение доброй мировой традиции со стороны наших олигархов и бизнесменов. Яркой демонстрацией этой благородной традиции прославился государственный деятель Римской империи в I веке до н. э. Меценат своим широким покровительством наукам и искусствам. Его соотечественник купец, банкир, родоначальник могущественной семьи, правитель Флоренции в XV веке Козимо Медичи начал, а его наследники, в частности внук Лоренцо Медичи продолжили меценатство, без которого трудно представить развитие культуры и науки итальянского Возрождения. Как известно, превращение науки в социальный институт, когда ученому за его изыскания стали платить, произошло лишь спустя два столетия. А вот Медичи, наряду со многими государями и кардиналами, оказывали различным кружкам и академиям ученых и философов существенную финансовую поддержку и наиболее ярко воплотили в себе критерий объединения разнообразных по социальному составу ренессансных интеллигентов, формировали социально-культурную элиту, гарантировавшую талантам и гениям Возрождения невиданное доселе продуктивное творчество. И не только. Лоренцо Медичи был убежден в необходимости  для полнокровной жизни города людей с многообразными занятиями и профессиями. Исходя из того, что «искусства, которые созданы разумом и трудолюбием, достойны свободного человека», он считает даже «различные ремесла, распространенные среди толпы», предназначены к правильному и удобному устроению жизни и заботится о развитии труда шерстяников, ткачей, портных, сапожников, торговцев маслом и рыбой, колбасников, пекарей, поваров, мясников и пр. Но горожане должны склониться перед учеными людьми, «как перед некими смертными богами», их мудрость, советы, умение управлять государством значительно нужнее и важнее всех остальных смертных действий… Но об этом – в следующей статье. 
 

Статьи из «Общество»

«Вахта Героев Отечества» – дань памяти прошлому

5
В ежегодно проводимой уже в шестой раз...

Равняйсь! Стройся!

6
Республиканский сборный призывной пункт военного комиссариата РД в эти дни напоминает...

Стократ Сократ

8
Нет, я в гороскопы не верю. Я вообще не верю ни в белую, ни в черную магии. Но все-таки иногда...

Пересдача на права: новшества

2
Водительские удостоверения обязаны поменять иностранные граждане, у которых с 1 апреля 2025 года исполнился год с момента разрешения на временное проживание,...

«Вариатор» или «робот»?

10
Какая разница, скажет иной водитель, ведь под ногами две педали, а остальное неважно. Что...

Проверят законность повышения штрафов

75
Группа из 97 депутатов Государственной Думы...

Силой мысли облечённый

16
Загадочная личность, мыслящая категориями инновационного будущего. Аскерхан Аджиев (на...

Его считали без вести пропавшим

12
Больше 2 миллионов человек пропало без вести в Великую...

Нам расскажут о нас

1488
Дагестан последние несколько лет в топе туристически привлекательных регионов России....

Космос будущего

23
Амбициозный национальный проект «Развитие многоспутниковой орбитальной группировки»,...

Улучшить жизнь особенных граждан

15
Актуальные вопросы оказания помощи и социальной...