День в календаре. 15 июля
Грюнвальдская битва
15 июля 1410 года на территории Восточной Пруссии между селами Грюнвальд и Танненберг состоялось решающее сражение «Великой войны» 1409–1411 годов между немецкими рыцарями Тевтонского ордена и союзной армией Польского королевства и Великого княжества Литовского, в составе которой сражались также русские смоленские полки, чешский и татарский отряды.
Сражение вошло в историю как Грюнвальдская битва, в результате которой союзная Польско-Литовская армия одержала победу над армией немецкого рыцарского Тевтонского ордена. Сражение началось в полдень с наступления легкой литовско-татарской конницы на левый фланг тевтонцев. Эта атака была встречена артиллерийским залпом – первым в истории, но малоуспешным применением полевой артиллерии. В ответ началось контрнаступление тяжелой орденской кавалерии, которая потеснила литовцев и татар.
Одновременно немцы столкнулись с сильным сопротивлением литовско-русской пехоты, которая прикрывала боевые порядки польских войск от флангового удара во время отступления литовской конницы. На помощь этим полкам Великий князь Литовский Витовт выслал подкрепление. Чтобы исправить ситуацию, Великий магистр ордена Ульрих фон Юнгинген ввел в бой вторую линию тевтонской кавалерии, однако поляки также задействовали резерв, которым командовал польский король Владислав Ягелло (Ягайло). В это время литовская конница успешно вернулась на поле боя и нанесла сильный удар по левому флангу Ордена. В ходе столкновения погиб сам орденский магистр. После гибели фон Юнгингена и капитуляции части тевтонских войск остальная орденская армия обратилась в бегство. В этом сражении погибло около трети тевтонцев, в том числе практически весь командный состав Ордена, значительное число рыцарей попало в плен. Грюнвальдская битва нанесла смертельный удар по немецкой экспансии на Восток, целью которой было покорение литовцев и славян.
Первый пароход
15 июля 1783 года французский артиллерийский офицер, инженер-самоучка, изобретатель Клод-Франсуа-Габриэль-Дороти Жуффруа д’Аб-
банс испытал на реке Сона близ Лиона первый в истории пароход, а точнее, пироскаф.
Судно водоизмещением 182 тонны «тащила» одноцилиндровая горизонтальная паровая машина. Поступательно-возвратное движение ее поршня посредством оригинального реечного механизма преобразовывалось во вращение двух бортовых гребных колес. Пироскаф восторженно приветствовала толпа зевак. Он бодро двинулся против течения, однако через 365 метров пути был вынужден причалить к берегу. Паровая машина по существу расколошматила судно. От продолжения своей работы пионеру пароходостроения пришлось отказаться, поскольку ему не удалось найти спонсоров ни среди буржуа, ни в правительстве.
Регулярные рейсы паровых судов в Европе начались лишь в 1816 году. Немецкие кораблики курсировали по рекам Рейн и Шпрее. На первых порах к пароходам относились скептически. Людям не нравилось, что они очень сильно дымят. Не верилось также, что пароходы смогут из рек и небольших озер выйти в моря и океаны. Старые «морские волки» приняли паровую машину всерьез только тогда, когда она успешно выдержала переход через Атлантический океан.
По материалам открытых источников (calend.ru, wikipedia.org и др.)
Подборку подготовил Шамиль Гарунов