Хиджаб, никаб… А чохто?
Многие слышали притчу о лингвистическом казусе в горах Кавказа. Тот, кому Бог поручил раздавать народам языки, споткнулся об острую вершину, и языки вывалились из его хурджина на этот благословенный край…
Гротеск, конечно, как это часто бывает в фольклоре, но преувеличение поучительное. Легенда напоминает нам, что всё соотносительное с культурой любого народа тем или иным образом является его собственностью, его личным богатством и передается из века в век, от поколения к поколению. Таким образом, язык, одежда, то, что мы называем этнографией, становится интеллектуальным кодом любого этноса нашей планеты.
Попытка изменить этот код, сломать его в угоду не всегда благотворным внешним влияниям будет греховной, отступничеством от своего родного, Богом данного. Взаимовлияние культур народов мира, конечно же, существует, но оно не должно убивать оригинал, оно может лишь его обогатить, сделать ярче, подчеркивая его самобытность.
Всё это вспомнилось в связи с неожиданно возникшей проблемой ношения дагестанскими женщинами никаба. Никаб (в переводе с арабского «маска») – головной убор, скрывающий волосы и лицо женщины, оставляющий лишь прорезь для глаз. Распространен он в странах Персидского залива и других странах Ближнего Востока. С точки зрения шариата обязательным для мусульманки является ношение хиджаба, который не закрывает лицо, а никаб относится к категории допустимого. Одним словом, это традиция женщин Ближнего Востока, но не Дагестана.
Традицией многих дагестанских женщин является чохто. Мои обе бабушки носили его. В детстве для меня это было нечто сказочное и диковинное. Чохто придавало моим милым старушкам особую притягательность и значимость, то, что они говорили, обретало особый смысл, и ослушаться было невозможно. У бабушки Патимат чохто было классическое для аварок: стеганое (подбитое ватой или шерстью), в области ушей красовались серебряные кольца, что напоминало мне шлем марсианки Аэлиты из фантастического романа А. Беляева, волосы укладывались в продолжение этого «шлема» на спине. По сути дела это была шапка, которая зимой защищала от холода, но такое чохто носили круглый год. У бабушки Написат чохто было попроще: то же самое, но без колец и без подбивки ватой. Таким образом, чохто позволяло соблюдать и исламские требования, и практичность, и особую этнографическую привлекательность.
А никаб в Махачкале появился совсем недавно. Когда я первый раз увидел женщину в этом одеянии (продавщица в магазине, где я покупаю овощи), то первым чувством было, что я попал в какую-то арабскую страну, а вторым – сказать знаменитое: «Гюльчатай, открой личико!» из знаменитого фильма «Белое солнце пустыни», который, к слову сказать, снимался и в Дагестане.
Хиджаб, который даже напоминает платок андийских и гидатлинских женщин Страны гор, – это еще куда ни шло, но никаб, решил я, – явный перебор. Во-первых, гигиенический дискомфорт, духота летом и еще много чего, особенно то, что настораживает правоохранителей: под никабом может скрываться и мужчина – экстремист! Еще совсем свеж в памяти недавний теракт в Махачкале и Дербенте, погибло более двадцати человек…
Но, спрашивается, ради чего это? Тем более что существующий хиджаб удовлетворяет основное требование ислама, а никаб, напомним, не является обязательным атрибутом одежды. Может, это очередное модное веяние у наших женщин? Скорее всего, такой тренд имеет место быть. Допускаю, что некоторые наши женщины таким образом хотят подчеркнуть свою богобоязненность, преданность вере.
Всё это наводит на размышления самого разного свойства. История ничему не учит? Вспомним Туркестан эпохи становления там советской власти. Сохранились документальные кадры: среднеазиатские дамы снимают с головы паранджу (тамошний вариант никаба) и бросают её в костёр. Наступила эпоха тотального атеизма. Крайность? И ещё какая! Сегодня на дворе эпоха тотального ислама. Крайность? Сами посудите, хотя бы в связи с обсуждаемой нами темой никаба.
Неужели нельзя без показухи (в исламе называется «бидъа») верить во всемогущего Творца, спокойно, без шумихи, без микрофонов и динамиков (Аллах всё видит и слышит!) справлять религиозные обряды? Разве истинная вера скрывается в носимой нами одежде? Разве битьём в грудь и витийством прокладывается путь в рай?
А может быть, путь в рай заключается в образе твоего мышления? В твоей личной и тайной убеждённости, что Он есть и что Он не нуждается в громогласных клятвах и особом покрое твоей одежды? Что Ему гораздо дороже твои добрые поступки и хороший пример для окружающих? Это вот как раз одобряется и шариатом, и светскими законами.
Кстати, о нормах шариата. Не всё, конечно, там стыкуется со светскими законами. Но немало такого, что стало горским адатом и до сих пор используется в быту. В моём селении глава местной администрации, к примеру, для решения некоторых спорных вопросов предлагает сначала прибегнуть к шариату, а если не помогло, тогда проблема решается в соответствии с действующим законодательством. На мой взгляд, правильно, зачем отказываться от проверенного десятилетиями и веками?
А то, что касается никаба, власти республики и муфтият решили принять удовлетворяющее обе стороны решение. Глава республики Сергей Меликов заявил, что он против ношения никаба. Эта одежда несвойственна народам Кавказа, сказал он, о чём мы говорили в начале этого материала. Более того, он выступил в защиту врача, которая попросила пациентку снять никаб для осмотра, но затем за это подверглась травле со стороны какого-то блогера.
Муфтий Дагестана Ахмад-Афанди Абдулаев заявил, что будет издана фетва о запрете никаба. В адрес возможных оппонентов сказал: «Если человек не хочет, чтобы на его жену люди смотрели, пусть держит её дома. И к нему ходить домой, чтобы посмотреть в лицо его жены, никто не будет». Логично и убедительно. И в Коране сказано: «Одна истина – остальное заблуждение».
…Живёт в глухой тайге в Саянских горах раба Божия Агафья Лыкова. Ни денег, ни паспорта, ни каких-то особых нарядов. Вообще ничего из современной цивилизации, которую она называет «копотью». У неё есть одно-единственное и самое заветное: глубокая вера в Создателя, которая и помогает ей выжить в этой глуши вот уже более 70 лет. Понятно, она представляет другую веру. Понятно, такой образ жизни тоже крайность, о которой мы выше говорили. Но на размышления эта отшельница наводит. А всё потому, что Бог-то у нас один. Один на всех. И он не любит никчёмной мирской суеты.