X
14:06 07.09.2025

Хотели как хуже. И у них получилось

У нашего читателя может сложиться мнение, что мы не всегда оперативно реагируем на происходящее. При всём уважении, дорогие друзья, это мнение глубоко ошибочно. Законы журналистики обязывают нас делиться не только собственными мыслями, но и комментариями профильных ведомств, когда речь заходит о сферах, входящих в их компетенцию.

Здесь-то и наступает процесс гниения: на официальный запрос чиновники вправе ответить в течение месяца. Самое неприятное, что в подавляющем большинстве случаев ответы бывают такими, что вопросов возникает еще больше. Демонстрируем на двух свежих примерах.

На этой неделе в материале «Сезон роста» от 3 сентября мы говорили о выросших ценах на бензин и причинах, тому поспособствовавших, подкрепив его комментариями российских экспертов и пресс-службы регионального Минэнерго. Кроме того, сообщили, что направили запрос в УФАС по РД с просьбой прокомментировать ситуацию. Отдаем должное сотрудникам республиканской антимонопольной службы за оперативность: ответ пришел уже на следующий день – большая редкость. Но его содержание – это тот же комментарий Минэнерго Дагестана практически слово в слово. Суть: тенденция характерна в целом для всех регионов России, так что не обессудьте, мы бессильны.

Кстати, нас интересовало и мнение специалистов ведомства по поводу высоких цен на услуги одного из агрегаторов такси, но эту тему по непонятным для нас причинам в республиканском УФАС решили обойти. Вероятно, чтобы не повторятся в причинах, которые, следует полагать, тоже связаны с сезонным ростом, характерны в целом для страны, да и в сговоре никогда никто не виноват.

Заметьте, не мы это сказали

Будем откровенны: мало кто рассчитывает на то, что УФАС способно повлиять на стоимость бензина и в принципе на финансовые аппетиты нефтепромышленников и владельцев АЗС. Мы бы и рады сказать обратное, будь у нас примеры. Опять же справедливости ради заметим, рассуждая на тему, версия о тайном сговоре среди предпринимателей представляется маловероятной. Действительно, сложно представить, что несколько сотен владельцев автозаправочных станций в республике смогли бы одновременно договориться о едином завышении цен. В связи с этим возможности Федеральной антимонопольной службы по изменению текущей ситуации остаются, мягко говоря, ограниченными.

Однако даже при наличии доказанных случаев эффективность воздействия остается невысокой. Несколько лет назад в целях защиты прав автовладельцев ФАС России выпустила предупреждение в адрес всех крупных нефтяных компаний, указывая на необоснованно высокие цены на бензин по всей стране. По истечении двух недель было проведено разбирательство в отношении компаний «Лукойл», «Башнефть» и «Роснефть» по факту манипулирования ценами. В результате спустя короткое время бензинопроизводители заявили об обратной ситуации: цены на бензин они сочли неоправданно низкими, игнорируя протесты потребителей. Цифры на табло заправочных станций вновь скакнули вверх.

И тут вспоминается ситуация 2020 года, когда наблюдался неоднократный рост цен на бензин и газомоторное топливо. Даже прямое внимание руководства государства к проблеме не смогло сдержать стремление компаний нефтегазовой отрасли к увеличению прибыли. Той весной, напомним, в Кремле сильно удивились по поводу роста цен на бензин в России на фоне более чем двукратного падения мировых цен на нефть.

С тех пор различные факторы и комментарии официальных лиц сопровождали рост стоимости бензина. Руководство профильных министерств указывало на отсутствие эффективных инструментов сдерживания цен. Федеральная антимонопольная служба (ФАС), как правило, не выявляла признаков сговора между поставщиками топлива, а в республике ссылались на географическую удаленность и, как следствие, высокие транспортные издержки, связанные с доставкой бензина и газа. В этом плане всё стабильно.

Не хотим накаркать, но растущее в цене топливо – это всегда смена ценников на всё, в том числе и на услуги общественного транспорта. Ситуация здесь аналогична ситуации с ценами на продовольствие. Государственные структуры не имеют возможности влиять на финансовые интересы компаний-перевозчиков, ограничиваясь лишь «изучением обоснованности повышения тарифов». Случаи признания повышения тарифов необоснованными практически не встречаются. Как не встречаются и случаи возникновения причин для снижения цен после их «оправданного» повышения на всё. Хотя нет: куриные яйца-таки создали прецедент.

Думайте сами, домысливайте сами

Добытие информации – процесс не то чтобы сложный, но довольно часто очень неприятный. Вот приходишь ты в журналистику, которая, как в рекламных буклетах, рисует тебе радужные перспективы, открытие чего-то неизведанного, знакомства с интересными собеседниками… Только реальность грустно отличается от ожиданий.

Несмотря на неоднократные требования властей предоставлять информацию СМИ в кратчайшие сроки, наши собеседники зачастую тянут с ответами. Ждать комментария на тему, которая уже через час станет неактуальной, приходится иной раз неделями. Но чемпионы мира по инертности – это отказники, попросту игнорирующие запросы редакций государственных средств массовой информации, которая в итоге остается нераскрытой.

А еще нам очень часто приходится сталкиваться с такими нелогичными ответами, что начинаешь сомневаться в способностях собственного интеллекта: думаешь, может, это ты сам такой недалёкий. К счастью, понимаешь, что с тобой-то всё в порядке, проблема в собеседнике.

В июле этого года Махачкала на два дня, а в некоторых районах города и более того, осталась без воды. Об этом наша коллега Мадина Ахмедова подробно рассказала в материале «Системный провал» («ДП», № 101 от 15.07.25 г.). В ответ на обращение одного из наших сотрудников в прокуратуру по поводу перебоев в водоснабжении Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения (ЕОРД) прислал ответ. Комментировать что-либо, считаем, нет необходимости. О полноте ответа судить вам, уважаемые читатели. Даем его без купюр и правок.

«На основании постановления врио главы г. Махачкалы от 29.12.2023 г. № 960 «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения» (АО «ЕО РД») наделен статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения и водоотведения на территории г. Махачкалы. Данную деятельность на территории ГО «город Махачкала» осуществляет Филиал АО «ЕО РД» – «Махачкалинский горводоканал».

Сообщаем, что причиной перебоев водоснабжения с 10.07.2025 г. по 12.07.2025 г. является проведение аварийно-технических работ на Канале им. Октябрьской революции (КОР) силами ФГБУ «Управление «Дагмелиоводхоз РД» и АО «ЕО РД» филиал «Махачкалинский горводоканал».

КОР является одним из основных источников водоснабжения на территории Кировского, Советского и Ленинского района г. Махачкалы.

12.07.2025 г. водоснабжение было восстановлено в полном объеме.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды 8 часов (суммарно) в течении месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения. Таким образом, суммарное отключение холодной воды по вышеуказанному адресу в течение месяца составляет не более 8 часов. (Воды не было более двух суток. – «ДП»).

Также сообщаем, что на период перебоев централизованного водоснабжения, силами АО «ЕО РД» филиал «Махачкалинский горводоканал» осуществлялось подвоз питьевой воды. (Правдой это можно назвать от части: куда, когда и в каком объеме подвозили воду, приходилось догадываться. – Авт.).

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (Правила 354) определен порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 104-п. 112 Правил № 354).

Согласно п. 105 Правил 354, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.

В настоящий период водоснабжение по указанному адресу осуществляется в полном объеме. (Ответ сотрудник «ДП» получил на личную почту 02.09.25 г., – Авт.).

Заместитель исполнительного директора филиала «Махачкалинский горводоканал» Муслимов Г. К.».

P.S. Так и работаем. Обратная связь пусть и налажена, но, повторимся, зачастую мы говорим со стенами. Вывод не совсем приятный: если СМИ не могут получить толкового ответа от профильных ведомств, на что рассчитывать обычным гражданам? Очень хотелось бы, чтобы этот вопрос перестал быть риторическим.

Похожие

Демонтаж автотранспорта не предполагается

16
Наша газета 14 августа этого года опубликовала...

Вы нам писали

25
С начала 2024 года в редакцию газеты «Дагестанская правда» поступило 48 писем, опубликовано на...

Спрашивали – отвечаем. Как хотим

15
Пусть не сложится у части читателей мнение, что, публикуя...

Карьер раздора

110
В «Дагестанскую правду» обратились представители коллектива Дербентского комбината...

Бензин становится «золотым»

55
В минувшую пятницу, 25 августа, на АЗС Махачкалы произошло очередное подорожание...

Вы нам писали

29
С начала 2023 года в редакцию газеты «Дагестанская правда» поступило 48 писем, опубликовано на полосе «Обратная связь» 32, в том числе на сайте 27, направлено в...

Цена на бензин бьёт рекорды

413
На АЗС республики произошло очередное подорожание бензина. Так, литр АИ-92 стоит уже 54 рубля, а...

Газовая атака. На цены

105
За последние две недели стоимость автомобильного газа в Дагестане выросла сразу на 7 рублей...

Статьи из «Общество»

Энтузиасты 43-й параллели

33
Одно из старейших географических обществ мира Всероссийская общественная организация...

Что изменилось в ПДД с 1 сентября

31
Российские автомобилисты должны быть готовыми к ряду...

Великий революционер и боевой комбриг

16
В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения...

«Меня нашли…»

47
Эта история началась в прошлом году, когда керчанин Станислав Мамуль, поисковик с большим...

Синоптики прогнозируют циклон ужаса

13
Прощаясь с летом, выражаем благодарность Всевышнему за опровержение пессимистичных прогнозов, озвученных некоторыми...

Труд под контролем профсоюза

11
Отчетно-выборная конференция профсоюзов проходит раз в пять лет. На нынешней 36 делегатов...

Невежливые перевозчики

12
Общественный транспорт – это кровеносная система любого города, а водители – ее ключевые...

Лето без «пустых» дней

10
Три месяца и три смены, наполненные играми и новыми открытиями. Этим летом тысячи ребят из...