И станет фабрика брендом
Во времена тотального дефицита, о котором молодое поколение имеет весьма смутное представление, с моим отцом случилась занимательная история. Будучи в командировке в Москве, он, отстояв огромную очередь в магазине, купил себе пару «крутых» туфель. Какова же была его реакция, когда он увидел знак производителя – БОФ (Буйнакская обувная фабрика)! Над этой историей потом долго смеялись друзья отца.
Прошли годы. Фабрика, которую с полным на то правом можно было считать брендом, развалилась и бесславно канула в Лету. Пока однажды один молодой, предприимчивый человек, юрист по образованию, не решился этот бренд реанимировать. Так с легкой руки Исмаила Мамедова семь лет назад в Буйнакске вновь наладили производство обуви.
– Мы, как говорят, оказались в нужное время в нужном месте, – поясняет Исмаил Низамович. – На тот момент актуальной в стране была тема импортозамещения, вот мы и рискнули. И… не прогадали.
Сегодня БОФ называют примером развития обувного дела в республике. Фабрика расположена на 4 тыс. кв. м на базе консервного завода. Сейчас здесь ведется строительство цеха по пресс-формам для литья подошвы на 1,6 тыс. кв. м, закуплено необходимое оборудование. Продукция предприятия представлена во многих крупных торговых сетях.
– Наша обувь уходит за пределы республики – на север страны, в Молдову, Казахстан, Белоруссию. Если спрос возрастет, мы и дальше станем развиваться, – говорит предприниматель.
В настоящее время здесь трудятся 60 обувщиков со среднемесячной заработной платой 25 тысяч рублей. За минувший год объемы производства (основное направление – мужская модельная обувь) составили 577 млн рублей.
За этими цифрами – каждодневная напряженная работа. Это раньше можно было из года в год выпускать одну модель обуви, потому что знали – ее всё равно купят. Теперь приходится постоянно следить за модными тенденциями, разрабатывать новые конкурентоспособные модели. На выставке в Москве БОФ презентовала более тысячи моделей обуви, сегодня в производстве – около 200.
В современных условиях, конечно, очень сложно конкурировать, ведь рынок перенасыщен дешевой обувью из того же Китая, например. Учитывая, что наш производитель ориентируется на «средний класс», ему приходится в разы сложнее. Большинство покупателей готовы купить обувь со звучным «мэйд ин Италия», чем «сделано в Буйнакске». Хотя первая наверняка изготовлена где-нибудь в подпольном цеху того же Китая.
– Наши конкуренты находятся в заведомо выигрышной позиции из-за подделки знаменитого бренда и низкой себестоимости продукции, – говорит И. Мамедов. – Почему? В первую очередь потому, что у них производство локализовано. То есть производитель может выйти на соседнюю улицу и купить там кожу, рядом – фурнитуру и т.д. А у нас – барашка зарезали в Дагестане, выделку кожи сделали в Ростове, фурнитуру произвели в Рязани… Плюс налоги, плюс социальные отчисления. Вот и считайте. Пока для промышленного производства не будет создана адекватная законодательная база, говорить о серьезном развитии местного производства не приходится. Но мы не жалуемся, мы пробуем работать на опережение, отдавая предпочтение не инвестиционному, а инновационному пути развития. То есть мы, конечно, на данном этапе ищем инвестиции, но стараемся вкладывать их в качественное современное оборудование.
Сегодня фабрика планирует расширение как технологических процессов, так и производственных площадей.
Компания реализует инвестпроекты не только в Буйнакске, но и в Махачкале: открываются сопутствующие производства подошвы, сырья для неё, пресс-форм для подошвы и прямого литья обуви. В том числе намечено расширение производственных площадей и за счет получения статуса резидента ТОСЭР в Каспийске. Производственные процессы предприниматели планируют запустить не на площадках фабрики, а привлечь к этому жителей сельских территорий, где откроются пошивочные цеха, выпускающие заготовки.
Уже в ближайшее время, по словам генерального директора предприятия, на фабрике в Буйнакске установят итальянское оборудование по производству пресс-форм для литья подошвы.
– Аналогичных производств в России нет. Совсем скоро к нам прибудут специалисты из Италии для монтажа и запуска оборудования, а также обучения персонала. Таким образом, мы хотим организовать весь цикл производства обуви на одной площадке. Это даст около 150 дополнительных рабочих мест, а также позволит производить военную обувь методом прямого литья, – говорит Исмаил Мамедов. – Надеемся, что данное направление заинтересует Минобороны России.
Сегодня предприятие плодотворно сотрудничает с такими поставщиками, как ОАО «Искож», ООО «ФурнитурРу», ООО «Рязанская кожа», а среди основных покупателей продукции такие сети, как «Зенден», «Тофа», «Респект» и другие. Фактически же фабричная обувь представлена во всех регионах страны.
– Радует, что в последнее время мы попали в поле зрения руководства республики, – делится Исмаил Низамович. – К нам на производство приезжали Председатель Правительства Дагестана Артём Здунов, руководители министерств, ведомств, Агентства по предпринимательству и других структурных подразделений. Премьер-министр обещал нам содействие в льготном кредитовании и субсидировании, преференции в налогообложении. Еще хочу поблагодарить главу Буйнакска Исламудина Нургудаева за его внимание к фабрике и желание облегчить нашу жизнь в пределах его компетенции. Мы договорились с Исламудином Ахмедовичем, что муниципалитет предоставит нам дополнительные рабочие площади на льготных условиях, а также для открытия учебного центра при фабрике. Ведь мы прекрасно понимаем, что с развитием производства у нас возникнет проблема с кадрами, и решили обучать их заранее. Думаю, такое сотрудничество взаимовыгодно и для нас, и для горожан, ведь откроются новые рабочие места.
Надеемся, что совсем скоро аббревиатура БОФ вновь станет брендом не только Дагестана, но и России.