Сетевое издание «Дагестанская правда»

10:55 | 04 декабря, Вс

Махачкала

Weather Icon

Идеал интеллигентности

A- A+

В печати активно обсуждается роль интеллигенции в становлении нового политически интегрирующегося в мировое сообщество Российского государства. В начале двадцатого века в рядах интеллигенции произошел раскол. Одна часть стала носителем новой идеологии, другая создала оппозицию. В советском обществе началось формирование интеллигенции нового типа, выполнявшей миссию идеологического и духовного авангарда. Однако официально она идентифицировалась как социальная прослойка. Интеллигенция представляла собой многослойное сообщество, в котором выделялись элита, средний слой и «причисляемые».

Элиту составляли академики, руководители высших учебных заведений, писатели и поэты.

Средний слой формировался из числа людей, средством существования которых служила деятельность, связанная с умственным трудом, но статус их в обществе не был столь высок, как у тех, кто составлял элиту.  Эта часть интеллигенции получила название трудовой интеллигенции. «Причисляемые» составляли контингент работающих в сфере обслуживания  образовательных  и научных учреждений.

Разрушение советского государства привело к разрушению сложившейся социальной структуры, потере интеллигенцией своего социального и пропагандистского предназначения. Интеллигенты, не сменившие сферу своей профессиональной деятельности, становятся интеллектуалами, но уже не объединенными какой-либо идеологической целью. В общественной жизни авторитет интеллигенции стремятся использовать политические партии и общественные  движения в целях создания для себя имиджа продуманности и научной обоснованности выдвигаемых политических программ, психологического аргумента для электората в пропаганде своих взглядов. Интеллигенция в сознании масс  не утратила еще своего образа «думающего сообщества» и в этой ипостаси способствует принятию на веру тех или иных социально-политических идей. Высказывается мнение, что интеллигенция в постсоветском обществе стала пассивно созерцающей, безразличной к пути социального развития. Можно сказать, что интеллигенция еще  не нашла себя, не смогла идентифицировать свое место в социальной структуре «нового» российского общества. Она продолжает существовать как обучающее, воспитывающее, творческое сообщество. 

Интеллигент – это скорее социально-психологический образ, идеал культурного человека, неуклонно следующий неким неписаным кодексам поведения, поступков, гуманистического мировоззрения. Его трудно однозначно связать с профессиональной интеллектуальной деятельностью. Поэтому правомерно говорить о людях интеллектуального труда как об интеллектуалах, а не интеллигентах. Порой мы сталкиваемся с людьми, обладающими научными регалиями, представляющими сферу культуры или образования, но при этом не обладающими и долей тех качеств, которые соответствуют атрибутам интеллигентности. Интеллигент – это тип идеализированной, но реальной личности, обладающей высоким духовным и культурным потенциалом, обуздавший в себе инстинкты животной природы. Ведь прежде чем возвыситься до уровня интеллигента, необходимо стать «человеком». Как метко заметил поэт: «Суть человека обретает тот, кто сущность пса сперва в себе убьет».

Слабость интеллигенции в ее малочисленности, отсутствии социального института или политического движения, которое могло бы объединить ту часть общества, которая склонна к культурно-просветительской деятельности по формированию в обществе светского идеала – интеллигента. Такое положение объяснимо, поскольку интеллигенция не приемлет бытующих в политике способов отстаивания своих убеждений через невыполнимые обещания, подкуп, инсинуации в адрес своих оппонентов, другие неприемлемые для интеллигента рычаги воздействия в достижении своей цели. Поэтому, видимо, и появилось нарицательное  прозвище «интеллигент», ассоциирующееся с человеком, не способным защитить себя от грубости и агрессии прагматиков. С таким имиджем в обществе трудно создавать какое-либо самостоятельное общественное объединение.

Современное общество стремительно размывает социальную дифференциацию, строившуюся на разделении физического и умственного труда. Сегодня физический труд интенсивно вытесняется из производства, и в скором времени само понятие «физический труд», видимо, станет анахронизмом. Образование становится основой жизнедеятельности человека. Человек без образования в скором будущем станет нонсенсом. Духовное самосовершенствование человека становится доминирующим вектором смысла человеческого существования. Духовность может развиваться в направлении обогащения человека светскими знаниями, культурой или приобщением к вере, ее глубоким знаниям человеческой души. В современном Российском государстве человек свободен в выборе пути своего духовного развития. Никто не имеет права преследовать инакомыслие, если оно не направлено против человечности.

Сегодня много говорят о построении гражданского общества, о необходимости создания общественных структур, защищающих интересы и права человека. Однако слабо поставлена пропаганда светских идеалов личности. Я говорю во множественном числе, потому что интеллигент – это только один из идеалов личности. Идеалом может быть образ патриота, целью жизни которого является служение Родине, борьба за справедливость, социальные убеждения. Сегодня актуально повернуть вектор пропаганды от идеи накопления богатства, насыщения роскошью к идее гармоничного развития духовного и физического в человеке, определения духовного развития человека как смысла его бытия. Мы слышим порой, что то или иное социальное переустройство носит эпохальный характер. Название эпохи отражает уровень духовного развития общества. И.Г.Фихте писал, что «цель земной жизни человеческого рода – свободное и сообразное с разумом устройство всех своих отношений». Он выделял пять эпох: эпоха, в которую человеческие отношения устанавливаются без принуждения, благодаря одному разумному инстинкту; эпоха, в которую этот инстинкт, ставший слабее и проявляющийся лишь в немногих избранных, превращается последними в принудительный для всех внешний авторитет; эпоха, в которую отвергается этот авторитет и вместе с ним разум в единственной форме, в какой он проявлялся до этого времени; эпоха всеобщего распространения в человеческом роде разума в форме науки; эпоха, в которую к науке присоединяется искусство, чтобы твердой и верной рукой преобразовать жизнь сообразно с наукой… Затем наш род вступает в высшие сферы другого мира» (Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи // Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. М.,1991. С.445).

Интеллигенция всегда выдвигала различные проекты пути и цели  развития общества. Ретроспективный взгляд на историю имевших место проектов развития общества показывает, что часть из них реализовывалась, внося в общественную жизнь определенный смысл и озадаченность движения к некой цели. Как правило, все выдвигавшиеся проекты переустройства общества выставляли целью развития общества идеи  справедливости, законности и благополучия народа.

Современная Россия, осуществив переустройство общественных отношений, закрепив их законодательно, провозгласила путь своего развития в сторону демократизации и либерализации общественной жизни. Однако в идейно-теоретическом арсенале современной интеллигенции нет проекта развития общества, в котором бы задачи преобразования общества объединялись идеологически выверенной целью. В связи с этим вспомню высказывание, что для человека, не знающего цели своего пути, никакой ветер не будет попутным. Поскольку мы живем в светском государстве, то и идея цели развития его должна обосновываться светскими ценностями, принимая во внимание при этом конфессиональные факторы.

Центрами, где идеи воспитания «новой» интеллигенции продолжают реализовываться, остаются образовательные учреждения разных уровней. Высший из них представлен университетами, академиями, институтами. В этой связи мне представляется, что при аттестации кадров высшей квалификации, назначении на руководящие посты в системе высшего и послевузовского образования (а может, и на все государственные посты), помимо установленных требований к соискателям должностей, званий, высокого профессионализма и др., необходимо прибавить требование этико-культурного плана – интеллигентность. Воспитание должно реализовываться через пример реальной личности. И она должна воплощать идеал интеллигентности. Критерий интеллигентности должен выступить своеобразным духовно-психологическим условием допуска в ряды представительского «класса».

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»