X
09:18 21.01.2012

Имя и дела его бессмертны

Магомед Абдуллаев, доктор философских наук, профессор. Камиль Алиев, кандидат философских наук, этноисторик, политолог.
46

В новейшей истории Дагестана не было общественного деятеля и революционера, оценка деятельности которого вызвала столько споров и разногласий как в научных, так и в партийно-политических кругах Дагестана. С самого начала в советской исторической науке и среди партийно-политических деятелей Дагестана в оценке его деятельности не было не только единства, но и близости.

о единства и в партийно-политических кругах. Может кто-то подумать, нужны ли эти нюансы в юбилейной статье. Но речь идет о принципиально разных подходах к оценке его деятельности не только в прошлом и ныне. Не только ученый-обществовед, но любой читатель, который хочет ознакомиться с историей революции и Гражданской войны, в том числе с ролью Махача в них, столкнется с диаметриально противоположными оценками его деятельности и роли в революционной борьбе. Это ставит недостаточно знающего историю человека (в том числе ученика, студента и т.д.) в затруднительное положение. Какую из двух позиций, довольно ясно выраженных в исторической литературе, разделять ему. Ш.М. Магомедов, Г.А. Аликберов и некоторые другие историки в своих работах представляют социалистическую группу в целом (и Махача Дахадаева в первую очередь) мелкобуржуазной, националистической, социал-соглашательской, которая мешала революционному движению. Эту точку зрения проводит в ряде публикаций Н. Самурский. Ее полностью поддерживает и пытается обосновать в своей новой работе «Нажмудин Самурский (Эфендиев) – видный общественно-политический и государственный деятель Дагестана» (Махачкала, 2007 г.) К.М. Ханбабаев. 

 Историки Н.П. Эмиров и Б.О. Кашкаев в ранних работах о Гражданской войне называют несколько раз Махача Дахадаева, но не показывают его роль в революционном движении и в Гражданской войне, а в последних работах Б.О. Кашкаев высоко характеризует Махача, выделяет его из соцгруппы и даже противопоставляет его Дж. Коркмасову. А Г.Д. Даниялов, М.Ш. Шихабудинов, М.В. Вагабов считают его по существу смелым и творческим марксистом. Стало быть, здесь речь идет не о несущественных нюансах и не о прошлых оценках. К тому же историю нужно освещать объективно, такой, какой она была в действительности. Однако оценка революционной деятельности представителей национальных окраин России, тем более Дагестана, – довольно сложная проблема. Здесь задачи буржуазно-демократической революции еще к этому периоду не были решены, их решение совпадало с задачами социалистической революции. Не учитывая это обстоятельство, некоторые историки считали и считают революционных деятелей, которые отражали в своих воззрениях особенности того исторического этапа развития края, не подчеркивали руководящую роль рабочего класса и марксистской партии непоследовательными и соглашателями, выразителями интересов мелкой буржуазии. К сожалению, и Институт марксизма-ленинизма при ЦК ВКП(б), специально изучавший вопрос о роли соцгруппы, дал в свое время такое же заключение. Как известно, местные партийные функционеры советского периода нетерпимо относились ко всяким отклонениям от их понимания марксизма. При обсуждении нашей работы «Мыслители Дагестана в XIX и ХХ вв.» (Махачкала, 1963 г.) многие открыто подчеркивали, что марксизм возник еще в 40-х годах ХIХ в., и кто не стоит на позиции марксизма еще в начале ХХ в., тот не может считаться прогрессивным, ибо он своими воззрениями мешает его распространению и утверждению среди народа. 

Исходя из этого тезиса революционных демократов и просветителей Дагестана начала ХХ в. относили к этой категории. Все отмеченные выше точки зрения были мнениями историков и местных политических деятелей. Представляется, что они другую цель не преследовали. А В.И. Ленин иначе оценивал роль указанного рода деятелей. Он подчеркивал, что просветители и революционеры-демократы своей пропагандой и деятельностью способствовали подготовке почвы для восприятия и распространения марксизма. 

Рассмотрим материалы о деятельности и воззрениях Махача в хронологической последовательности. Его социально-политические взгляды раннего периода отражены в листовках и прокламациях 1904-1906 гг.

 емирханшуринской социал-демократической группы, руководимой им вместе с Коркмасовым. В них они подвергают резкой критике царскую Россию, характеризуя ее антидемократической, антинародной, а манифест царя от 17 октября 1906 г. и провозглашенные выборы в Государственную Думу — обманом народа. В одной из листовок выражается уверенность, что Россия находится накануне революции, которая является великим историческим средством уничтожения отживающего строя в интересах трудовых масс. Махач Дахадаев вместе с Коркмасовым создали в Темир-Хан-Шуре и крестьянский центр, сыгравший значительную роль в пробуждении крестьянских масс Дагестана к революционной борьбе и борьбе за землю.

В статье в газете «Заря Дагестана», издававшейся Габиевым в Петербурге в 1912-1913 гг., Махач заостряет внимание на угнетенное и бесправное положение народа во всей России. Он вместе с Дж. Коркмасовым были высланы за революционную деятельность на два года.

С февральской буржуазно-демократической революции в России начинается новый этап общественно-политической деятельности Махача. Он приветствовал ее и вначале поддерживал Временное буржуазное правительство. В этом многие историки усматривали и усматривают его непоследовательность, соглашательство и мелкобуржуазную сущность его революционизма. Но они при этом не учитывают особенности социально-экономической и политической жизни Дагестана. Дагестан долго мечтал об освобождении от колониального господства царизма. Февральская революция свергла царизм и провозгласила демократические свободы. Могли ли передовые представители Дагестана, находившиеся в колониальной зависимости и выражавшие интересы крестьянских масс, не приветствовать ее в тех условиях? Такова была тогда позиция почти всех революционеров национальных окраин России, где не было еще рабочего класса, заинтересованного по своей природе в социалистических отношениях. Махач не ограничивается провозглашенной этой революцией демократией, выдвигает целую программу по развитию и углублению политической демократии в стране. Требует созыв учредительного собрания прямым и тайным голосованием, которое должно решить вопрос о форме государственной власти, законодательно закрепить демократические права народа. Он особо подчеркивает, что Дагестан должен стать демократической республикой в составе России, чья деятельность должна базироваться на принципах справедливости. Он считал возможным достижения своих идеалов в условиях буржуазной демократии, путем ее углубления и расширения. Будучи знакомым с борьбой сторонников царизма за его восстановление, он выражал опасность потери и провозглашенной свободы. В этих и других его мыслях мы видим, что он не хочет ограничиваться провозглашением демократии, а настойчиво требует развивать и углублять ее и добиться утверждения широкой демократии и народовластия в стране.

Другой вопрос. Могли требования Махача быть реализованными в тех конкретных условиях России и Дагестана? Конечно, нет. Временное буржуазное правительство оказалось неспособным даже навести порядок в стране. Это вскоре понял Махач Дахадаев и, приняв платформу большевистской партии в мае 1918 г., боролся вместе с большевиками за утверждение власти народа. До этого своего рода переломного шага он считал, что в крестьянской России не созрели условия для реализации марксистского социализма. Впрочем, это было широко распространенным мнением среди европейских социал-демократов. Известно, что и Г.В. Плеханов выступил против ленинской теории о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране и его планов построения социализма в России. Он, как и европейские социал-демократы, считал, что в России не созрели условия для осуществления социализма. Они все считали, что после буржуазно-демократической революции должен быть определенный исторический этап для вызревания условий к переходу к социалистической революции. Нет сомнения в том, что дагестанские социалисты, в том числе и Махач Дахадаев, по существу стояли на такой позиции. Конечно, при социализме были достигнуты огромные успехи в социальном и культурном развитии общества. Но как бы нам, идеалогам марксизма того времени, ни хотелось признаться, попытки перевоспитать людей в социалистическом духе, сделать их подлинными сторонниками общественных ценностей оказались по существу утопическими. 

О концепциях социализма европейской социал-демократии, которые разделял Г.В. Плеханов, дагестанские социалисты не могли не знать. Но не потому они стояли на той позиции, что в Дагестане не созрели условия для социализма и нужно расширять и углублять демократические процессы, а потому, что они были убеждены в этом. Интересно в этом отношении заявление лидера социалистов Дж. Коркмасова в июле 1917 года. «Опыт революции показал, что одна политическая революция не дает прав (имеется в виду социально-политических прав — М.А.), нужна революция экономическая, она нам необходима, и мы хотим немедля ввести те начала, что дают нам путь к социально-политическому идеалу». 

Тахо-Годи пишет, что буржуазный исполком считал, с осуществлением Февральской революции революционные преобразования завершенными. Известно, что один из деятелей буржуазного исполкома Д. Апашев спросил Махача: «Кончилось ли углубление, утолщение и расширение революции или нет? – Если социалисты считают углубление достаточным, можно разговаривать и договариваться, если нет – разговоры излишни». Социалисты, в том числе Махач Дахадаев, убедились в том, что установленное в ее результате буржуазное правительство не может решить ни одного из злободневных вопросов широких масс, но вместе с тем они признавали, что Февральская революция открыла возможности для борьбы за решение коренных социально-экономических проблем в демократическом духе. В отличие от буржуазного исполкома Махач настойчиво боролся за осуществление идеалов крестьянских масс, передачи земель в распоряжение крестьянских комитетов и установление власти трудящихся, а после принятия платформы большевиков – за установление советской власти.

 Мы считали и считаем, что вхождение Дахадаева в состав буржуазного исполкома было оправданным. Находясь в правительстве, он больше мог влиять на политическую жизнь. Не считаем же мы ошибкой участие С.М. Кирова в Терском областном комитете в мае 1917 г., состоявшем главным образом из представителей помещичье-буржуазных кругов. В наше время коммунисты участвуют в буржуазных органах власти во многих странах. Да и в современной России губернаторами в ряде субъектов Российской Федерации и руководителями комитетов Госдумы работают коммунисты. 

Что буржуазному исполкому не удавалось использовать Махача в своих интересах, свидетельствует и А.Тахо-Годи, на которого неоднократно ссылается К.М. Ханбабаев. Но он использует у Тахо-Годи и других авторов только те мысли, которые можно истолковать в интересах своих позиций. Так он обходит следующее высказывание Тахо-Годи. 

«Исполком пытался иногда через Дахадаева делать свою политику, но Махач был сильный человек и любил скорее использовать других, чем быть самому использованным. Наоборот, очень часто большинство исполкома должно было соглашаться с Махачом, несмотря на расхождение во взглядах, чтобы только не портить с ним отношения и как с сильным человеком, и как с представителем социалистической фракции исполкома, насчитывающий сам один».

В тех же целях Ш.М. Магомедов, Н. Самурский и К.М. Ханбабаев используют соглашение или договор, заключенный Махачом с Бичераховым, получившее название «Деловой кантант».

Речь идет о том, что красноармейские части и партизаны, руководимые Махачом Дахадаевым, не сумели остановить вооруженные лучшей техникой и обладающие опытом ведения войны бичераховские части, шедшие через Дербент по железной дороге в Порт-Петровск, для восстановления царских порядков в Дагестане.

По этому поводу Тахо-Годи отмечает, что указанный договор был заключен Махачом не самовольно, а от имени советской власти и с ее согласия. 

Нет сомнения в том, что это была вынужденная мера, продиктованная обстановкой. Немногочисленные измученные красноармейские отряды, среди которых было много больных, и неопытные в военном отношении партизаны не в состоянии были остановить вооруженные лучшей военной техникой и обладающие военным опытом бичераховские части. Как отмечалось, красноармейский (царицынский) полк отказался воевать еще вначале. Оставались небольшие отряды красноармейцев. И повстанцев было немного, они тем более были плохо вооружены, не знали тактику боя с частями, едущими на бронепоезде. «Оставалось или ликвидировать соввласть, — пишет А.Тахо-Годи, — или получить передышку путем временного компромисса, который предлагал Бичерахов, а затем с новыми силами, а может быть, с новой подмогой бороться и победить. Выбрали второе, т.к. фактически оказалось, что только территория Шуры еще не занята неприятелем». По этому договору Бичерахов должен был вернуться к себе домой на Северный Кавказ, а до открытия дороги туда оставаться в Петровске хозяином положения, представляя Шуру и весь остальной Дагестан большевикам и одновременно помогая им в борьбе против турок, наступавших на Шуру. Но Бичерахов нарушил этот договор и сговорился с Н.Тарковским, возглавившим в горах протурецкие местные 
контрреволюционные силы.

Могут спросить: как же Махач мог поверить обещаниям белогвардейского полковника? Но что оставалось ему делать в сложившейся ситуации? Он не верил Бичерахову и не думал ждать, пока тот уйдет из Петровска. Именно поэтому он спешил в горы, намереваясь там собрать новые силы для борьбы с Бичераховым.

 «Решено было, что Махач свяжется с горами, — пишет А.Тахо-Годи, — попытается использовать Али-Хаджи и расколоть вражеский лагерь, а Джелал Коркмасов на плоскости, организуя новое выступление».

Нет сомнения в том, что, если бы Махач и другие деятели советской власти не проявили гибкости, то красноармейские отряды были бы полностью истреблены. Даже те группы красноармейцев, которые были разоружены Бичераховым, подло нарушив договор, затем в своем большинстве вернулись в ряды Красной Армии. 

Махач Дахадаев, по мнению участников революционной борьбы, отличался особой принципиальностью. Это видно и из переписки его с Бичераховым. Пытаясь договориться с М. Дахадаевым, Бичерахов в сентябре 1918 г. направил ему письмо, где говорится: «Я не считаю вас органическими союзниками большевиков, а просто жертвой специфических условий дагестанской действительности….С получением его (письма – М.А.) уберите остатки ваших сторонников из Порт-Петровска в Шуру, сорганизуйте их,… удержите напор турецкого движения…, пока не получите от меня вспомогательную силу и инструкцию». В ответе Бичерахову 2 сентября Махач писал: «… Объявляю, что я самый рьяный сторонник русской государственной идеи и ориентируюсь на революционную Россию. Никакой другой ориентации не признаю». 

Вскоре Махач послал и второе письмо, где он требует «освободить наши пароходы и немедленно убрать ваши войска с территории Дагестана. В противном случае свободные горные орлы Дагестана дадут вам достойный ответ». Где здесь соглашательство и беспринципность Махача Дахадаева?

Большевистская партия еще до советской власти и часто при ней в основном негативно относилась к переговорам с немарксистами и о возможности компромисса с ними, настаивала на проведении своей последовательно принципиальной линии, не одобряла и часто не шла на компромиссы. И не ставился вопрос о возможности консенсуса по важным вопросам. Эта позиция закрепилась во многом в советской марксистской литературе и нашла отражение в выступлениях тех, кто считает Махача соглашателем.

Такая политика не могла не привести к изоляции коммунистов от других прогрессивных сил. Любое соглашение можно истолковать как соглашательство, если не вникнуть в его суть. Соглашения могут быть не только обоюдовыгодными, но и ущербными для одной из сторон. Но и на это идут страны, партии и личности, когда оно обусловлено необходимостью. Только тот, кто не понимает суть вопроса или безразличен к его исходу, может выступать против возможности соглашения.

Для определения социально-политических позиций Махача очень важно его выступление при образовании Темирханшуринского совета 16 июня 1918 года. Он заявил, что принимает все положения марксизма, но только требует, чтобы установки и практический опыт центральной России механически не применялись к своеобразным условиям Дагестана. «Чтобы быть верным марксизму, — говорит он, — надо знать массу, среди которой думаешь и хочешь работать в Дагестане, мы изучаем все нутро нашего горца, я смело могу заявить теперь: не все, что хорошо для центральной России, применимо к местному укладу». 

Дахадаев оговаривается здесь по двум вопросам: аграрному и религиозно-шариатскому. Он считал неприемлемой для горных сел национализацию земли, т.е. превращение земли в собственность всего общества. Он исходил при этом из того, что горские крестьяне, руками создававшие свои поля, таская на собственном горбу землю, связывавшие свое существование с этими клочками земли, не согласятся с их обобществлением. Такую идею не могли, по нашему мнению, не поддержать даже безземельные крестьяне. Ведь они мечтали всю жизнь иметь свой клочок земли, и одной из причин поддержки советской власти ими было обещание большевиков – их лозунг «Земля — крестьянам». 

Что же предлагал Махач взамен национализации земли? «Мы вместе с Вами (большевиками-М. А.) вырвали из рук помещиков и передали земледельцу земли в плоскостной части Дагестана, а для горных округов мы должны придумать нечто иное, не следуя слепо за декретами Совета народных комиссаров».

Нужно честно сказать, что эти оговорки Дахадаева созвучны рекомендациям В.И. Ленина Кавказским республикам: более осторожный, систематический переход к социализму, — пишет он, – вот что возможно и необходимо для республик Кавказа в отличие от РСФСР: не копировать нашей тактики, а самостоятельно продумывать причины ее своеобразия, условия и итоги ее, и не применять у себя не букву, а дух, смысл … опыта 1917-1921 годов».

К сожалению, Дахадаев не был в живых в период этого письма Ленина, но приведенные высказывания его во многом созвучны ленинским установкам. 

В горах не было помещичьей и казачьей земли, чтобы преодолеть земельный голод. Здесь действительно нужен был особый подход к решению земельного вопроса, и жизнь сама подсказала этот путь: предоставление горному населению земельных участков (пастбищ и земель, пригодных для пахоты) на плоскости и постепенное переселение его части с гор. Махач был прав и по вопросу религии. Советская власть слишком поздно поняла необходимость предоставления реальной свободы совести в стране. В последние годы своего существования она во многом изменила свое отношение к религии и церкви, но не было и не могло быть при тех мировоззренческих установках КПСС полной свободы совести.

Как видно, Махач с учетом местных условий и исторических традиций подходил к установкам КПСС. Если хотим правильно интерпретировать указанные оговорки Махача о земле и религии, то мы должны признать, что для него неприемлемы были установки, не соответствующие реальным условиям, от какого бы высокого органа они ни исходили. Здесь тоже нет соглашательства, наоборот, Махач открыто и принципиально выражает свое понимание вопросов. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что он был общественно-политическим деятелем трезвого, аналитического ума. 

Для подтверждения позиций Самурского о соглашательской природе Махача Дахадаева К.М. Ханбабаев ссылается на полемику между им и И. Гайдаровым. К. М. Ханбабаев не разбирался в сущности полемики. Таким образом, факты, которыми апеллировали и апеллируют указанные нами ученые, не могут служить подтверждением соглашательства и беспринципности Махача Дахадаева.

 Она приведена в нашей работе «Ибрагим-Бек Гайдаров» (Махачкала, 1999 г.) И. Гайдаров был депутатом Государственной Думы царской России (1907- 1912 гг.) от Дагестанской области и Закатальского округа, одним из двух комиссаров по управлению Дагестанской областью в 1917 году. По отношению к его назначению комиссаром были различные мнения. Махач Дахадаев резко выступал против, характеризуя его как псевдодемократа и псевдосоциалиста. Другой вопрос – как относиться к его выражениям, но позиция Махача там сверхпринципиальная.

Меня удивляет подход 

К.М. Ханбабаева к публикациям дагестанских ученых. Он со всех их работ выбирает только такие мысли, которые, по его мнению, могут быть использованы для подтверждения своей позиции о социалистической группе. Но позиции этих авторов не сводятся только к отдельным негативным высказываниям. Такой подход извращает их общую позицию.

Для читателя небезынтересна информация о сотрудничестве Махача Дахадаева с шейх-уль-исламом Дагестана Али-Хаджи Акушинским в годы революции и Гражданской войны. Она еще малоизвестна. Али-Хаджи любил Махача, как своего сына. И Махач относился к нему с особым уважением и обращался к нему как к миротворцу, когда возникали конфликты с красноармейскими частями, расположенными в Петровске, с Гоцинским и Горским правительством. Обычно Махач приглашал шейха через сына его Магомеда, отправляя к нему свой фаэтон. К Магомеду обращался обычно словами: «Не будет примирения сторон, пока не приедет ваш отец». Воевать по каждому конфликту не было смысла, это приносило бы немало жертв, и лучше было находить согласие по непринципиальному вопросу. Особый интерес для выяснения его социально-политических идеалов представляет письмо Махача к шейху от 18 февраля 1918 г. В нем довольно подробно излагаются основные положения его программы по земельным и религиозно-шариатским вопросам. В письме Махач просит разъяснить его идеи мусульманским алимам, чтобы они и через них горцы знали о них.

Шейх Али-Хаджи поддерживал связь с Махачом Дахадаевым и в дни его сражения с Бичераховым, подготовил ополченцев для помощи ему. Шейх сильно переживал поражение частей Махача. Узнав о том, что Махач собирается поехать в горы для подготовки новых сил против Бичерахова, шейх через сына послал письмо Махачу: «Нашему товарищу, брату за свободу Родины и шариата… Если ты сейчас решился направиться по Джангутайской дороге к нам, должен знать мое мнение: этого не следует делать. А если же будешь следовать по этой дороге, то только в сопровождении надежной охраны. Смотри, не будь беспечным по отношению к изменникам народа и свободы». Передают, что письмо опоздало. Шейх очень тяжело перенес гибель Махача. Он пошел в горы по этой дороге и был убит агентами Тарковского 22 сентября 1918 г. Его враги не ограничились этим, сожгли его дом, дома его родственников в селении. 

Мы считали и считаем, что главное в марксизме в условиях революционной борьбы – это практическое проявление преданности интересам трудовых масс и роль личности в этой борьбе. Если у такого деятеля имелись какие-то недоработки в теоретических вопросах марксизма, то они могут быть устранены и, как правило, устраняются по ходу революции или последующей практической деятельности. Видимо, в какой-то мере это можно относить к Дахадаеву. Но он был смелым и мужественным борцом за интересы народа. И если бы не погиб в начале марксистского пути, он с его целеустремленностью непременно стал бы и общепризнанным знатоком марксизма. Имя и дела Махача Дахадаева бессмертны. О них постоянно напоминают нам увековеченные его именем столица Дагестана, районы, улицы городов и сел, его памятник и портреты. Здесь высказано мое мнение.

 

Статьи из «Общество»

«Вахта Героев Отечества» – дань памяти прошлому

3
В ежегодно проводимой уже в шестой раз...

Равняйсь! Стройся!

6
Республиканский сборный призывной пункт военного комиссариата РД в эти дни напоминает...

Стократ Сократ

7
Нет, я в гороскопы не верю. Я вообще не верю ни в белую, ни в черную магии. Но все-таки иногда...

Пересдача на права: новшества

2
Водительские удостоверения обязаны поменять иностранные граждане, у которых с 1 апреля 2025 года исполнился год с момента разрешения на временное проживание,...

«Вариатор» или «робот»?

10
Какая разница, скажет иной водитель, ведь под ногами две педали, а остальное неважно. Что...

Проверят законность повышения штрафов

53
Группа из 97 депутатов Государственной Думы...

Силой мысли облечённый

15
Загадочная личность, мыслящая категориями инновационного будущего. Аскерхан Аджиев (на...

Его считали без вести пропавшим

12
Больше 2 миллионов человек пропало без вести в Великую...

Нам расскажут о нас

1246
Дагестан последние несколько лет в топе туристически привлекательных регионов России....

Космос будущего

20
Амбициозный национальный проект «Развитие многоспутниковой орбитальной группировки»,...

Улучшить жизнь особенных граждан

15
Актуальные вопросы оказания помощи и социальной...