Инспектор ГИБДД тоже несёт ответственность
При остановке транспортного средства инспектором следует ли водителю выходить из автомобиля? Дискуссии об этом постоянно идут в интернете. Есть мнение, что следует выйти, чтобы сэкономить своё время. Другие считают, что таким образом вы создаёте для инспектора некое психологическое превосходство. И та и другая точки зрения – домыслы. Всё зависит от конкретной ситуации. Тему раскрывает известное автомобильное издание «За рулём».
Пункт 89 Административного регламента гласит, что, остановив транспортное средство, сотрудник Госавтоинспекции должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45, кратко сообщить причину остановки и изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов. Проверке документов также могут быть подвергнуты пассажиры. В свою очередь водитель вправе попросить удостоверение инспектора. Также водитель обладает правом узнать номер дежурной части ГИБДД, после этого совершить телефонный звонок и убедиться, служит ли там такой сотрудник и действительно ли подобное транспортное средство числится в ориентировке.
Водитель при этом не обязан покидать салон авто, а инспектор должен подойти к машине со стороны водительской двери. Иное предусмотрено в случае каких-либо помех или опасности. Потребовать от водителя выйти из машины инспектор вправе на основании конкретных причин (пункт 93 Административного регламента): например, если у него есть подозрение на алкогольное или наркотическое опьянение; для проведения личного осмотра или досмотра транспортного средства и груза; либо если необходимо устранить техническую неисправность транспортного средства или нарушение правил перевозки грузов.
Нарушив ПДД, водитель вправе дать объяснения своим действиям. Вынужденное нарушение (к примеру, водитель пытался избежать ДТП) может повлиять на сумму штрафа. Инспектор обязан записать объяснения в протокол. Также водитель вправе не давать объяснений, поскольку, согласно Конституции, он не обязан свидетельствовать против себя.
Инспекторы могут запрещать видеофиксацию, так как новый регламент не содержит сведений о видеосъёмке. На самом деле видеозапись действий инспектора разрешается, если только у инспектора нет официального документа, подтверждающего этот запрет.
При досмотре составляется протокол, а при осмотре – акт. Для досмотра транспортного средства у инспектора должны быть основания: например, есть основания предполагать, что в машине есть оружие. При досмотре обязательно должны присутствовать свидетели или вестись видеозапись. Если досмотр проводится без понятых и видеозаписи, отразите это в протоколе. В этом случае водитель должен потребовать вызова представителя дежурной части. В суде результаты такого досмотра будут несостоятельными.
Во всех случаях водитель вправе ознакомиться с составленным документом и при необходимости вписать уточнения. Также инспектор должен выдать копию документа. Водитель вправе его не подписывать, но никаких преимуществ это не даёт, поскольку в протоколе будет обозначено, что водитель отказался подписать документ. От штрафа это точно не спасёт.
Водитель может воспользоваться правом предоставить объяснения. Возможно, в документе будет записана другая причина нарушения. Возможно, проводился не осмотр, а досмотр, и свидетелей не было. Для суда это будет иметь значение.
Инспектор не вправе требовать оплаты наличными при любом нарушении. Оплата должна производиться только через кассу или интернет-банкинг. Это можно сделать на сайте ГИБДД или через Госуслуги. На штраф за определённые виды нарушений даётся скидка 50 %. Все предложения договориться на месте или обещания хорошей скидки квалифицируются как вымогательство взятки. А это уже уголовная статья для инспектора с возможным штрафом на несколько сот тысяч или лишение свободы. При любой попытке требовать с вас деньги пишите жалобу. Самому предлагать взятку должностному лицу при исполнении тоже не сулит для водителя ничего хорошего, поскольку могут наступить не менее печальные последствия, вплоть до лишения свободы.
Даже если водитель нетрезвый, даже если было зафиксировано пересечение сплошной разметки для обгона или на автомобиле установлены подложные номера, инспектор не имеет оснований сразу изъять водительское удостоверение. Для этого требуется решение суда. На месте нарушения составляется только протокол, который передаётся в суд. Без решения суда водитель вправе продолжать пользоваться водительским удостоверением.
Водителю, которого подозревают в алкогольном опьянении, могут предложить подуть в трубочку. Можно настоять на медосвидетельствовании в медучреждении. Правом отказа от теста на месте водитель может воспользоваться при подозрении в неисправности алкотестера. Также отказ в проверке можно мотивировать нарушением процедуры и отсутствием бланка протокола. Результат окажет влияние на возможное лишение прав и сумму штрафа.
Нарушая ваши гражданские права, инспектор ГИБДД несёт большую ответственность. Если в результате действий инспектора водителю был причинен ущерб, то можно потребовать компенсацию. Если вам кажется, что инспектор ГИБДД выходит за рамки полномочий, обратитесь на горячую линию МВД по бесплатному номеру 8-800-222-74-47. Сообщите оператору «горячей линии» время, место и иные обстоятельства произошедшего. ГИБДД успешно борется с недобросовестными практиками со стороны инспекторов.