Инженер высшей пробы


Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный машиностроитель РСФСР Агаверди Абутрабович Аливердиев - выдающийся специалист в области производства подводного оружия и вооружения, бессменно проработал главным инженером Каспийского завода «Дагдизель» 23 года. Сегодня ему исполнится 90 лет со дня рождения.
Биография человека — это не столько где он родился и какие должности занимал, а его конкретные мысли и дела, доведенные до конца и направленные на благо своей Родины.
Точно так же и биография любой страны — это проблемы, которые она решала для своего блага и престижа и на благо всего мира. С этой точки зрения биография А. А. Аливердиева вся состояла из конкретных дел, связанных с проблемами завода и отрасли, которые он решал и умел доводить до конца. Об этом знали, и это видели не только мы, работавшие в тот период с ним, но и во всей судостроительной отрасли страны. Его дела действительно имели высокую степень конструкторско-технологической и организационной завершенности.
Так было до последнего дня. В последний день своей жизни, 25 июня 1985 года, до обеденного перерыва он находился на работе. Мы встретились с ним, обменялись традиционно несколькими фразами и разошлись. Даже в этот день его лицо не выдавало ни малейшей тревоги и болезненности. А вообще лицо А. Аливердиева, точнее жизнь лица его, казалось и чужим людям приятным и родным. Речь его всегда была ясной и точной, он не терпел «мямли».
Одна из тяжелейших задач в торпедостроении была задача стыковки отсеков торпеды. Огромная трудоемкость традиционной стыковки методом так называемых «косодыров», большая стоимость работ и ухудшающаяся надежность конструкции создавали в отрасли большие проблемы. А. Аливердиев со своими коллегами решил эту проблему до конца и за это получил Государственную премию СССР. Теоретические и опытные возможности завода, его экспериментальная база, вычислительный центр и свой КБ на правах института позволял решить любой возникающий вопрос. Вообще говоря, очень уважительно относясь к математике, он все-таки закреплял за ней только подчиненную роль контрольной операции. Такой взгляд был редчайшим качеством отдельных людей, использующих расчеты для качественного «прочувствования» задачи.
Академик Н.Н.Моисеев рассказывал мне о таком качестве А.Туполева. А.Аливердиев, по всеобщему признанию в судостроении, принадлежал к людям очень глубоких профессиональных знаний, он всегда был прав и поэтому часто одинок. Однажды по поводу трещины на блоке-картере дизеля разгорелся скандал, в котором участвовали и Центральный научно-исследовательский институт по дизелям, и наш расчетный отдел математиков. Никакие расчеты ничего не давали. Вел этот «бой» А. А. Аливердиев. Он распустил всех нас, мы помним его вопросительный взгляд, где сила несказанного была больше, чем сказанное. Он нашел сам причину этой трещины в литейном цехе, в технологической отливке блока.
Все он доводил до конца. Даже в очень ответственных случаях он принимал оперативные и жесткие решения, иногда на грани «фола». В общении с заводчанами он был приятно добрым человеком, особенно с рабочими. В те 70-е и 80-е годы XX века на опытном производстве и во время испытаний изделий, как и положено, процветал очень «сочный» русский мат. Мне казалось, что эта сочность еще дополняется некой певучестью. Корифеем в этом деле был М. П. Левченко. Однако в этом классическом «матовом хоре» А. Аливердиев не участвовал. Самые грубые слова, которые от него слышали заводчане, — это «куриные вожете мозги». Для слова «вожете» он находил удивительно точно свое место. Однажды автор этих строк, возглавлявший в те годы вычислительный отдел математиков, пришел к нему с вопросом, что для стыковочных колец упустили составляющие по колебаниям. Он посмотрел на меня вопросительно, сказав «ну и что вожете?» Я говорю «кольца же дрожат при работе». Он спокойно отвечает: «Все вожете в мире дрожит».
Нельзя не отметить, А. Аливердиев был абсолютно порядочный и честный человек. Вместе с ним учился директор другого каспийского предприятия — завода точной механики – Камиль Гаджимурадович Гасанов. Он мне рассказывал, что в их группе А.А.Аливердиев был самый заметный, грамотный и порядочный. Он был умный, поэтому рядом с ним тоже работали умные и порядочные люди: Б.А.Исалов, А.И.Абакаров, В.А.Парменов и другие. Он умел щедро отдавать знания и настолько щедро отдавал, как сегодня берут. Вне завода, в Москве, в Ленинграде, во всех других городах страны, с кем пересекались работы «Дагдизеля», он был и остается непререкаемым авторитетом.
Автор этих строк не сразу нашел общий язык с А.А. Аливердиевым, но со временем мы становились все ближе и ближе. Как-то он говорил мне, что мечтает, будучи на пенсии, разводить цветы, розы, наблюдать их жизнь и развитие. Но этого, к сожалению, не случилось. Мечта живет всегда дольше, чем сам человек. Когда мне предложили к 90-летию этого, безусловно, великого человека, рассказать о нем, я согласился без колебаний. А когда стал писать, почувствовал, какая это ответственность и как это трудно сделать. Тем не менее светлая память прославленного главного инженера А. Аливердиева, помогла мне вспомнить о нем все доброе, что он, бесспорно, заслуживал.
Завод помнит и любит А. Аливердиева. За последний год наш Совет директоров во главе с генеральным директором Н.С.Покорским несколько раз собирался, чтобы обсудить наступающий юбилей А.А.Аливердиева. Мы учредили международную премию его имени. Эта инициатива была поддержана не только на заводе, но и предприятиями Украины, Казахстана и всеми, кто сотрудничал с ним лично или с заводом «Дагдизель». Первыми лауреатами этой премии стали его же ученики и последователи. Мне бы очень хотелось, чтобы эта премия и дальше работала, пронося через годы и поколения традиции высокой культуры, организованности и трудолюбия, которым был привержен А. А. Аливердиев.
Пусть день его рождения будет праздником не только рода Аливердиевых, но и завода «Дагдизель», города Каспийска и Дагестана. Совет директоров «Дагдизеля» во главе с генеральным директором Н. Покорским и руководство г. Каспийска во главе с Д. Омаровым и X. Пирсаидовой хорошо понимают роль А. Аливердиева в истории завода и города. На доме, где жил лауреат Государственной премии СССР А. Аливердиев, висит его барельеф, есть Международная премия имени Аливердиева-Абакарова, будут еще и еще инициативы, посвященные светлой памяти инженера-конструктора высшей пробы.
Потеря великого человека — это утрата национального масштаба. Умные, как всегда, потеряли очень много, дураки всегда цветут в эйфории кузнечиков, пусть цветут. А. Аливердиеву было трудно, очень трудно, он не прожил и 70-ти лет. Место, которое он занимал, останется добрым, честным, профессиональным, пусть там всегда растут розы А. Аливердиева.
Статьи из «Общество»
На языке доверия и созидания

А у нас в доме газ. А у вас?

Один общий смысл

Сдельщик из Овального кабинета

За верность традициям мира

Чекисты на войне

Без отписок и пустых общений

Регламент

Мифы автомобилистов

На фронте и в тылу
