Иранские автомобили в России
После введения ряда европейских экономических санкций новые автокомпании смогли занять место ушедших концернов. Так, на выставке MIMS Automobility Moscow 2022 иранские фирмы Iran Khodro (седан Tara) и Saipa (Shahin) показали свои модели, пишет R.life.
«Shahin – это, считайте, иранская Гранта, цену на нее могут установить около 12–13 тыс. долларов США. А к этому еще прибавьте таможенный сбор, НДС, утилизационный, плюс какой-то навар должен получить сам импортер. То есть к этим 13 тысячам мы прибавляем еще 50 %, и выходит уже к 20 тыс. долларов, а это почти 1,2 млн рублей!» – сказал главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Эксперт напомнил, что самую простую «Гранту» сегодня можно купить дешевле – в базовой комплектации за нее просят около 800 тысяч. А если учесть, что в России гарантии и запчастей нет, а о качестве машин можно только догадываться, вопрос их перспектив на российском рынке остается открытым.
По словам Кадакова, качество автомобилей из Ирана пока неизвестно. В конкуренции с известным россиянам автомобилем Granta в базовой комплектации на иранское авто может не найтись покупателей. Остро стоит и вопрос сроков оснащения автомобилей из Ирана запасными частями.
Например, седан Saipa Shahin – аналог «Гранты» – почти наверняка оценят в 20 тыс. долларов, а метящий в конкуренты «Весте» седан IKCO Tara обойдется еще дороже, говорит Максим Кадаков.
Длина Saipa Shahin составляет 4460 мм и колёсная база 2650 мм, что на считанные миллиметры больше Lada Vesta. Имеются две подушки безопасности, круиз-контроль и климат-контроль, задние парктроники, а также мультимедийная система с 7-дюймовым дисплеем и навигацией. Автомобиль агрегатируется 1,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 108 л.с. Коробки передач – 5-ступенчатая «механика» или вариатор. В подвеске автомобиля используются стойки McPherson и торсионная балка.
Представители Iran Khodro заявили, что готовы организовать поставки автомобилей в Россию в сжатые сроки – в течение трёх месяцев, а сертифицировать модельный ряд для нашей страны не составит труда
Iran Khodro Tara – почти как Solaris, Rio и Лада Веста и прямой их конкурент. Седан построен на базе известного у нас Peugeot 301. Иранцы говорят, что изменили платформу, но по сути она осталась той же. Как и силовой агрегат. Это мотор ЕГ5+ (1,6 л, 113 л.с.) и МКПП либо 6-ступенчатый автомат. Дисковые тормоза на всех колесах, полузависимая балка сзади и МакФерсон спереди. Оснащение: система кругового обзора и встроенный видеорегистратор, сиденья с кожаной обивкой и подогревом, мультимедийная система, электростеклоподъемники, зеркала с подогревом и электрорегулировкой, люк на крыше, круиз-контроль, система помощи при трогании на подъеме, система контроля тяги. Можно использовать 92-й бензин.
По словам иранцев, цена машины на границе около 14 000–15 000 долларов. Плюс растаможка и доставка. Плюс надбавка дилера. Цена в России пока не определена.
«В целом же известно, что качество их техники средненькое, сами иранцы свои машины ругают. Соседние Ирак и Сирия несколько раз отказывались от поставок иранских автомобилей, мотивируя тем, что они недостаточно безопасны. Но в итоге многое будет зависеть от цены», – заключил Максим Кадаков.
Представители марки заявили, что готовы организовать поставки автомобилей в Россию в сжатые сроки – в течение трёх месяцев, а сертифицировать модельный ряд для нашей страны не составит труда. Однако для этого Saipa нуждается в российских партнёрах, которые пока не найдены. При положительном развитии ситуации иранцы готовы развивать своё присутствие в нашей стране вплоть до локализации сборки автомобилей.
Автоэксперт и главный редактор журнала «Автоброкер Клуб» Виталий Архиреев считает, что одним из главных недостатков иранских автомобилей является слабое оснащение, сравнимое лишь с российскими машинами в базовых комплектациях.
«Я не думаю, что эти машины будут иметь успех в России. Второе пришествие иранского автопрома в Россию будет похоже на первое в 2006–2008 годах. Большой кусок рынка они не откусят. Эти автомобили не могут конкурировать с китайскими машинами даже в малых комплектациях», – считает Виталий Архиреев.
Тем не менее, добавил эксперт, иранские автомобили все же могли бы конкурировать с российскими, если бы не малые объемы производства по сравнению с тем, сколько выпускает тот же «АвтоВАЗ», и отсутствие дилерской сети.