Исповедь дагестанца
В студенческие годы я написал страстное письмо в защиту мечетей, традиций и свободы верования. За вольнодумие был бы исключен, если бы не мудрость и мужество незабвенного ректора Дагмединститута, профессора Магомеда Магомедовича Максудова.
А в первые годы перестройки мне удалось провести в московском Доме политпросвещения конференцию с повесткой дня «Ислам. Коран и Нравственность» с приглашением ученых, студентов и даже послов мусульманских государств. Состоялся серьезный разговор, ибо приезжающие в Москву молодые ребята из республик Северного Кавказа уже тогда начали проявлять негативы, дискредитирующие Кавказ и ислам. Затем диалог с послами продолжился. Они были готовы к полномасштабному сотрудничеству с Дагестаном.
После открытия новых мечетей, полной свободы паломничества и верования, появления возможностей открыто обучать молодых людей исламу предполагал, что в республике и стране восторжествуют мир, доброта, человеколюбие, просвещенность и милосердие. Однако Дагестан наполнился враждой и противостоянием, ненавистью и разрушением, кровью и страданиями, убийствами и взрывами, невежеством и беззаконием, продажностью и бездумьем. Мы не поняли свободу, промотали достоинство и ухватились за средневековье. Появились ворующие кланы, враждующие сословия, религиозный экстремизм, родственники во власти и обманутые поколения. За личными выгодами забыли о благополучии Дагестана. Нравственно предали, продали и унизили Дагестан. Кровью и злом залилась земля и судьба дагестанская. Свои пираты растоптали республику.
Наступит ли просветление за религиозным экстремизмом? Надо бы основательно исцелиться, если хотим цивилизованного будущего родному Дагестану. В связи с этим несколько суждений для диалога, дискуссий и действий.
Когда по приглашению Турции я работал в Трабзонском университете для внедрения Илизаровских методик лечения травматолого-ортопедических больных, у меня состоялось множество встреч с представителями самых различных сословий, в том числе и с имамами университетских мечетей. Прояснились следующие аспекты.
Великий Ататюрк отказался от арабского алфавита, установил культ светского образования и принцип невмешательства религии в государственные дела, но обеспечил религию опекой, и ислам в Турции стал просветительским, возвышающим, притягательным и созидательным, а не разрушительным. Ничто и никто не должен был помешать величию Турции — это девиз, клятва и деяния каждого турка до сих пор! Религия должна помогать государству в просвещении, единстве и могуществе! Иного не дозволено никому. Турки искренне почитают свой флаг, День армии и свою Конституцию. Культ светского образования, науки, техники и культуры преобразовали Турцию в страну с мощной экономикой. Там памятников и портретов Ататюрка великое множество. В Турции обилие музеев. В одном из них — портрет султана Магомета 11, выполненный художником Беллини, приглашенным султаном из Италии. Никто не взрывает памятники и картины великих сынов Турции. В Турции абсолютный культ светской песни.
В Дагестане же взрывают памятники государственному деятелю и полководцу — имаму Шамилю. Самое большое наказание в Турции – при посягательстве на честь женщины и на казну государства. Нам есть, чему учиться у Турции, являющейся крупнейшим исламским государством. В Турции с большим уважением относятся к Дагестану и шейху Шамилю. В турецкой энциклопедии 8 страниц посвящены жизни и деятельности Шамиля, а Дагестан до сих пор не имеет своей энциклопедии.
В проповедях турецких имамов не дозволено говорить ни единого слова против государства, его строя, традиций, политики, армии, полиции и руководителей; имамы обязаны заранее представить свои проповеди в специальную комиссию из теологов и светских представителей. В мечети присылают также централизованно изданные проповеди, ибо мечети — места нравственного просвещения и духовного единения турок, а не расчленения по личным мотивациям. А способны ли мы осознать бесценность единства дагестанцев и уберечь Дагестан от раздоров?
Государство официально обеспечивает имамов зарплатой и влияет на выборы имамов; турецкая молодежь и турецкие имамы вполне сознают свою ответственность перед Турцией.
Имеются исламские факультеты в светских университетах, а также исламские центры и курсы подготовки и усовершенствования теологов. Их программы утверждает специальная комиссия из светских и религиозных деятелей. А кто контролирует обучение дагестанцев в исламских университетах Дагестана?
Каждому гражданину обеспечена свобода выбора веры, свобода в одежде и традициях без принуждения и угроз; никто в Турции никому не угрожает, и флешку с угрозами и требованиями миллионов не получает; государство защищает своих граждан от посягательств на их жизнь. Деньги в Дагестане имеют ценность больше, чем религия, мораль и совесть.
Бережное отношение к христианам и христианским памятникам. Турция реставрирует христианские центры, обеспечивает обучение в них и посещение их туристами; никто не смеет обижать иноверца. В Дагестане обвиняют не себя, а иноверцев во всех своих грехах, промахах и падениях.
Над чем следовало бы нам еще задуматься?
Давно назрела необходимость спокойного и открытого диалога в обществе по всем острым проблемам современности, в том числе по вопросу преподавания в исламских учебных заведениях республики и в зарубежных университетах, где обучались и обучаются дагестанцы.
Создать бы семинары и курсы повышения квалификации имамов в педагогическом университете за счет государства с привлечением высокообразованных теологов, медиков, психологов, историков, писателей, философов, физиков, химиков и других ученых.
В обществе нарастают ненависть и нетерпимость, потеряны идеалы и эрозирована разумность, задыхается совестливость и исчезает ответственность, не востребованы мудрость и сострадание. Зримее стали признаки ухода молодого поколения из светской жизни, ибо взрослые с ними не занимаются, а главными идеологами для них давно стали имамы и их пятничные проповеди. В некоторых из них звучат «антигяурские» постулаты, четко ассоциируемые как антирусские и антироссийские, хотя все мусульмане пользуются изделиями, аппаратурой, транспортом, телефонами, лекарствами, техникой и даже оружием и другими благами, производимыми «гяурами». Дотационность исламского Дагестана 80 процентов от «гяурской» России. В каждом городе Дагестана свои исламские телепередачи, но в них не присутствуют призыва к светскому образованию. Дети больше проводят времени у телевизоров, нежели с родителями. Культ бесчестного обогащения, разрушающего все светлое и святое, навязан новыми богачами. Непрофессионализм и невежество проникают во все слои общества. Докторами наук и заведующими кафедрами становятся те, кто не имеет даже приличного среднего образования.
В республику крупными партиями привозят афганский героин, что многократно разрушительнее и убийственнее водки. В 1917 году был осуществлен социальный эксперимент по разрушению могущества России. Ныне международную идеологию вооруженного экстремизма также начали с России, чтобы уничтожить страну изнутри оплаченными россиянами. Ответная практика по сохранению государственности и культуры, достоинства и братства народов Российской Федерации — робкая, хаотичная, эмоциональная, кроткая и всегда запоздало следующая за кровавыми событиями.
Я люблю общение с современной молодежью. Это всегда поучительно. Молодые люди обостренно воспринимают любую несправедливость. Королевские дворцы, супердорогие машины, вооруженная охрана и хамство несменяемых руководителей, захвативших берега и доходные отрасли, вызывают абсолютное негодование у людей. Так называемая «элита» превратила республику не только в ареал вражды и продажности, но и оттока дагестанцев из республики. На руководителях (прежде всего) и на заморских идеологах по разрушению России историческая ответственность за все мрачное, что происходило, происходит и произойдет в республике. Вполне прогнозируемым было, что молодые, оказавшиеся без работы и заботы о них, начнут искать тех, кто поймет их и протянет им руку. Светские руководители не стали для них моральными авторитетами, а руки им протянули другие, убедив, что без радикализма нет избавления. В новейшей истории Дагестана сотни приватизировали казну, а миллионы оказались в нищете. В молодежной среде жестко презирают алчность, узость мышления и безответственность капитализированного чиновничества. Брошенная на самовыживание молодежь хорошо знает не только куда и как устраиваются дети, племянники, зятья и братья элиты, но и как они работают на ниве личного обогащения. Для целого поколения молодежи своя бедная жизнь не стала ценностью, а чужая — тем более. В этом кроется печальная драматургия и кровавая трагедия нашего времени.
Политические и общественные деятели, писатели, ученые, главы администраций и депутаты аулов, районов, городов республики не посещают школьные уроки и студенческие аудитории для прямого диалога с юным поколением о смысле и ценности жизни, о вчерашнем и будущем Дагестана.
Государство самоустранилось от деятельности имамов, хотя сами имамы очень активно вмешиваются во все аспекты светской жизни; зачастую это вмешательство носит агрессивный характер; при инфантильности глав администраций имамы запретили не только концерты в сельских клубах, но даже праздники первой борозды. Во многих аулах не работают клубы и библиотеки.
Молодые люди бесцеремонно вытесняют взрослых и авторитетных имамов; возможно, молодые люди более грамотные, но в настоящее время мудрость и опыт жизни тысячекратно важнее и значимее.
Школьники оказываются вне поля государства во время каникул. С ними не проводятся никакие мероприятия на уровне аулов, районов и городов республики.
Во имя обеспечения мира и взаимопонимания в Дагестане нужен постоянный анализ и активный диалог всех светских руководителей по горизонтали и вертикали со всеми религиозными и общественными деятелями вне зависимости от их религиозных и политических ориентаций.
Важен постоянный мониторинг помыслов, тревог, трудностей, деяний и устремлений молодежи Дагестана, ибо сегодня идет всемирная схватка за умы и сердца молодых. Помочь им в выборе ориентиров в этом усложненно-ужесточенном мире — главная и святая задача взрослых и, прежде всего, руководителей всех уровней.
Ответить бы каждому и всем откровенно, и в первую очередь — самим себе на главные нравственные, социальные и исторические вызовы времени. Кто мы — дагестанцы — творцы зла под лозунгами заморской идеологии или потомки, защитившие Дагестан от всех посягателей на Него? И что в нас дагестанского — разумность или невежество? На что мы способны — урвать у Дагестана или отдавать Ему? Мы обогащаемся Дагестаном или мы обогащаем Его своей работой? Мы причиняем боль и страдания Дагестану или возлагаем на себя ответственность за все Его муки и терзания? Не многовато ли мы берем у Дагестана и не маловато ли мы даем Ему? Кто для нас авторитеты — чужестранцы или наши отцы? Что ценим — свою историю или чужие события? На что мы способны — на измельчение Дагестана или на Его возвеличивание? Дагестанцы — население уголовников и безголосых или же единый народ с великим достоинством? Мы строим или разрушаем Дагестан? Что у нас дома — автоматы или энциклопедии? Что нам ближе — слава или бесславие, право или бесправие? Когда начнем жить своим умом, а не навязанной извне идеологией?
Сон разума порождает чудовищ. Мне казалось, что взрывы дагестанками неповинных людей в московском метро стали дном нашего падения. Оказывается, что у нас еще есть резерв по мерзости, что показало злодейское убийство высокоавторитетного Саида Афанди Чиркейского. А что же дальше? Погубим окончательно Дагестан или же создадим в республике жизнь для любви, добра, созидания, просвещения и красоты?
И последнее. Известно, что Саудовская Аравия является давним стратегическим форпостом США по «демократизации» всего исламского мира и политики «мусульмане убивают мусульман, а нефть достается Америке». Саудовские олигархи хранят свои миллиарды в американских банках. Не зря же иные арабские принцы любят вечера с голливудскими звездами. Мне представляется, что мусульмане всего мира через Саудию, сами того не сознавая, способствуют обогащению США, научно-техническому отставанию мусульманских стран, внутриисламским конфронтациям и межконфессиональным конфликтам. Не в этом ли планетарная антиисламская практика «сталкивания лбами несведущих» и коварная политика, с азартом реализуемая руками, деньгами, жизнью и враждой самих мусульман? Кто автор «арабской весны» и «арабской осени»? Вчера Ирак, Афганистан, Тунис, Египет и Ливия, сегодня — Сирия, завтра — «демократизация» Ирана, республик Средней Азии, Поволжья и Северного Кавказа? Какая же судьба уготована Дагестану и дагестанцам в таком безжалостно «демократизируемом» мире? Откуда будут новые «демократизаторы», и с какой идеологией? Работать бы всем на опережение и на сбережение достоинства Дагестана! Услышать бы друг друга!
Не потерять бы нам сегодня будущее Дагестана!