X
09:06 16.08.2011

Исторические корни единства народов Дагестана

В газете «Дагестанская правда» (12 июня) опубликован Указ Президента Республики Дагестан «О Дне единства народов Дагестана»: «В целях единения и консолидации многонационального народа Республики Дагестан установить республиканский праздник - День единства народов Дагестана – и отмечать его ежегодно 15 сентября».

Единство народов и этнических групп Дагестана имеет родственную основу, восходящую к глубокой древности, о чем свидетельствуют разнообразные материалы: археологические, лингвистические, антропо­логические,этнографические и др.

Языковеды указывают на существование у народов Дагестана в далеком прошлом единого языка, который, как полагают исследователи, распался в III тыс. до н. э. Данное предположение подтверждается существованием общего лексического фонда, свойственного не только для дагестанских языков, но и многих языков иберийско-кавказской семьи, объединяющей четыре группы: картвельскую, абхазо-адыгскую, вейнахскую, дагестанскую. Этническое родство палеокавказских народов(представители палеокавказской этнической семьи являются древнейшими обитателями Кавказа, отсюда и название-«палеокавказские»)прежде всего подтверждается данными их языков. Вывод о языковом единстве — едином дагестанском субстрате у далеких предков всех коренных народов Дагестана подкрепляется и данными археологии.

Легенды, древние предания народов Дагестана также говорят об этническом единстве их. Еще средневековые авторы выдвинули теорию этнического родства кавказских народов. Грузинский летописец XI века Леонтий Мровели в самом начале своего исторического труда ставит вопрос о единстве происхождения коренных народов Кавказа: грузин, армян, азербайджанцев, народов Дагестана, чеченцев, ингушей, и др. Впоследствии сложные исторические процессы, прежде всего экономическая и территориальная разобщенность, воздействие внешнеполитических факторов, миграции и т.д. привели к расчленению первоначально существовавшего единого этноса на множество народностей и этнических групп.

В процессе усиления нашествий извне, ослабления экономических связей различных частей Дагестана все больше усилились различия между жителями края. С древнейших времен они являлись ближайшими соседями. Более того, в течение ряда веков горцы Дагестана находились в составе единого политического образования — Албанского государства. Связи между ними не прекратились и с распадом Албании. И позже некоторые владетели Дагестана делали неоднократно попытки объединиться в единое политическое образование.

Следует отметить, что чувство единства, общности никогда не покидало рядовых горцев, хотя этому мешали господствующие классы, иноземные завоеватели, которые натравливали одних дагестанских владетелей на других.

Постоянными были экономические связи. Каждая из дагестанских народностей обменивалась продуктами своего хозяйства: население горных районов поставляло скотоводческие товары, плоскостные районы Дагестана являлись житницей для его населения.

Еще теснее дагестанские горцы сплачивались в периоды иноземных нашествий. Горцы Дагестана совместной борьбой отстаивали свою независимость. Многочисленные факты говорят о совместной борьбе народов Дагестана против иноземных завоевателей — римских легионов, парфян, арабов, сельджуков, татаро — монгол, сефевидов, турок, полчищ Надир-шаха и др.

Несмотря на этническую и политическую разобщенность, дагестанские горцы в период иноземной опасности совместно поднимались на борьбу с завоевателями. Так было в период нашествий греко-римских завоевателей, когда объединенными военными силами народов Дагестана были разгромлены завоеватели.

Затем народы Дагестана вели борьбу против сасанидов. За весь период существования Сасанидского Ирана (III-IV вв.) не прекращалась борьба народов Дагестана против иноземных нашествий. Письменные источники сообщают о том, что одиннадцать «царей» Дагестана выступили против персов.

Особую тяжесть горцам Дагестана пришлось испытывать в период арабских нашествий, огнем и мечом насаждавших ислам в Дагестане. Народы Дагестана совместными действиями отстаивали свою независимость.

Процесс подчинения горцев и утверждения ислама в горах был длительным, что лишний раз говорит об упорном сопротивлении дагестанских народов.

Древнегрузинские летописцы сообщают о борьбе народов Дагестана и против сельджуков. Имеются данные, говорящие о совместной борьбе горцев против татаро — монгол. Западноевропейский путешественник Гильом де Рубрук, автор сочинения XIII вв. писал, что лесги (дагестанцы) непокорны татарам (монголам).

Любопытные данные о совместной борьбе горцев Дагестана против полчищ Тимура сообщает арабоязычный автор Шереф-ад-дин Иезди. Например, когда Тимур осадил Ушкуджа (полагают, даргинский аул Усиша), на помощь жителям пришли шамхал Казикумухский и Аухарский (аварский) с 3000 войском.

Известны многочисленные факты, свидетельствующие о совместной борьбе народов Дагестана против сефевидов, шахской Персии, султанской Турции и других завоевателей.

В Дагестане аталычество и связанное с ним молочное родство было весьма распространено. Феодальные правители стремились сблизиться между собой и заключая брачные союзы. Так сыновья шамхалов были женаты на дочерях аварских владетелей. Шамхалы и ханы аварские для этой цели вступали в брачные союзы с кумыкскими правителями, а последние имели связи с кайтагскими уцмиями.

С усилением угрозы со стороны Ирана в 1615 году в Тарках состоялся съезд, на котором присутствовали Казикумухский правитель Алибек Андий шамхал, Кайтагский умций Рустам-хан, Эндиреевский Султан-Махмуд и другие. В период иноземной опасности участники съезда решили «прекратить междуусобицы и не искать поддержки друг против друга ни у кызылбашского шаха, ни у крымского хана, ни у турецкого султана».

Особую солидарность народы Дагестана проявили в период борьбы против Надир-шаха – «грозы вселенной», как его называли. Перед смертельной опасностью ранее враждовавшие общества, отбросив свои распри, заключали договоры и совместно выступали против врага. Согласно данным историографа Надир-шаха Мухаммед Казима, во время сражения в Табасаране на помощь местным жителям пришли аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы. Сопротивление дагестанских народностей вылилось в настоящую народную войну, завершившуюся разгромом полчищ Надир-Шаха.

Важное значение в развитии взаимоотношений народов Дагестана между собой и с Россией имел Георгиевский договор 1802 г., заключенный посланниками Кайтага, Табасарана, шамхальства Тарковского, ханства Дербентского, Бакинского, Шамахинского, Талышинского и др. В том же году дагестанские феодальные владетели дали клятвенное обещание «перед всемогущим богом, великим пророком Мухаммедом святым его Кораном» в нерушимости их дружеского союза.

Дальнейшим этапом во взаимоотношениях дагестанских народов явилось присоединение их к России в 1813 г. Однако этот акт не привел да и не мог привести к социальному и национальному освобождению трудящихся горцев, наоборот, народы окраин подверглись еще большему угнетению. Поэтому в 20-50-х гг. XIX в. горцы Дагестана и Северного Кавказа совместно боролись против гнета царизма и местных феодалов.

После подавления движения горцев царизм пытался искусственно сохранить и углубить дробность, посеять и разжечь рознь между народами и внутри отдельных народностей. Местные феодалы, царские колонизаторы, а также различные буржуазно-националистические группы приложили немало усилий, чтобы враждовали народы Дагестана. В известной мере им удавалось достичь своей цели, но уничтожить корни единения их никакие силы не могли.

Присоединение Дагестана к России содействовало прогрессу всех народов и этнических групп края. Русские ученые помогали в подготовке специалистов, в развитии экономики и культуры Дагестана.

За годы советской власти в результате осуществления в республике социально-экономических преобразований общедагестанское единство вступило в дальнейший этап.

Республику Дагестан населяют представители различных наций и народностей. Все трудовые коллективы края многонациональны. И все они живут и трудятся сообща.

Дружба народов нашей многонациональной республики-аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин, лакцев, табасаран и др. выдержала суровое испытание в годы гражданской войны, в первые годы советской власти, в годы Великой Отечественной войны, в наше время, в период вторжения международных террористов в 1999 г.

Вместе с тем важно видеть всю реальную картину: и несомненные достижения, и очевидные недоработки, упущения, трудности. А реальность такова: динамизм, присущий начальному этапу формирования многонационального Дагестана, был существенно утрачен и подорван нарушениями законности в период культа личности, волюнтаризма и застоя.

Перестройка, демократизация и гласность высветили ряд вопросов, на которые раньше мало обращалось внимание. Это, например, вопросы языка, развития национальной культуры и искусства, экономичного развития, кадровой политики в отношении некоторых народов, особенно малочисленных.

Чтобы сохранить единство дагестанских народов и этнических групп, ». чтобы выполнить заветы предков о единстве и дружбе наших народов, должно быть соблюдено равенство всех народов на всех уровнях экономического, социального развития, а также в кадровой политике.

Сползание ко всяким конфликтам можно остановить, сделать это может лишь сила гражданского патриотического и интернационального единения всех дагестанских народов.

Единство народов Дагестана имеет родственную основу, мы должны его донести до наших внуков и правнуков, чтобы те в свою очередь передали завет своим потомкам во имя процветания края и счастья всех населяющих его народностей.

Статьи из «Общество»

Стократ Сократ

2
Нет, я в гороскопы не верю. Я вообще не верю ни в белую, ни в черную магии. Но все-таки иногда...

Пересдача на права: новшества

2
Водительские удостоверения обязаны поменять иностранные граждане, у которых с 1 апреля 2025 года исполнился год с момента разрешения на временное проживание,...

«Вариатор» или «робот»?

2
Какая разница, скажет иной водитель, ведь под ногами две педали, а остальное неважно. Что...

Проверят законность повышения штрафов

5
Группа из 97 депутатов Государственной Думы...

Силой мысли облечённый

9
Загадочная личность, мыслящая категориями инновационного будущего. Аскерхан Аджиев (на...

Его считали без вести пропавшим

11
Больше 2 миллионов человек пропало без вести в Великую...

Нам расскажут о нас

54
Дагестан последние несколько лет в топе туристически привлекательных регионов России....

Космос будущего

17
Амбициозный национальный проект «Развитие многоспутниковой орбитальной группировки»,...

Улучшить жизнь особенных граждан

14
Актуальные вопросы оказания помощи и социальной...

Проводник добра

41
Многие герои моих публикаций впоследствии становятся моими добрыми друзьями, с которыми я...