Историко-культурное единство народов Кавказа

Кавказ относится к тем регионам, которые освоены человеком в глубокой древности, он - один из очагов зарождения человеческой цивилизации. Уникальность Кавказа в том, что он занимает территорию на стыке Европы и Азии. О единстве происхождения кавказских народов грузинский летописец в XI в. Леонти Мровели писал: «Прежде всего упомянем, что у армян и картлийцев, ранов и моваканов, эров и леков, мегрелов и кавкасионов - у всех (этих народов) был единственный отец по имени Таргомос». Единство народов Кавказа подтверждается памятниками материальной и духовной культуры. «Народности Кавказа, его аборигены, - писал А. Миллер, - представляют собой в конечном счете единую семью, включая в нее даже армян, курдов, осетин, а также горных турков».
Соседствуя на протяжении тысячелетий, народы Кавказа вступали в контакты между собой. На протяжении тысячелетий они выработали наиболее рациональные формы и способы реализации своих экономических, этнополитических и культурно-исторических взаимосвязей. У народов Кавказа были сильны объединительные тенденции, которые всегда превалировали над факторами разъединительного характера.
Исторические судьбы народов, населяющих Кавказ, тесно переплетены между собой и скреплены самыми различными нитями связей, что позволяет говорить об определенной региональной духовной общности, уходящей в глубь веков и продолжающей крепнуть в наше время. Отсюда признание и оправданность линии на совокупное и целостное осмысление истории и культуры народов Кавказа как одного из плодотворных методологических подходов научного освоения, восприятия, понимания региона.
Прав оказался акад. И.А. Джавахишвили, пишет А.С. Чикобава, когда на основе языковых материалов он пришел к выводу о том, что «кавказские народы родственны друг другу и что первоначально у них должен был быть один общий язык». Мысль И.А. Джавахишвили на уровне сопоставления разноязычного народного устно-поэтического наследия региона подтвердил М.Я. Чиковани: «Процесс взаимообогащения фольклорных традиций кавказских народов имеет многовековую историю».
Сила и богатство Кавказа заключались не только в его единстве, но не в меньшей степени в его политической, культурной, этнической и идеологической самобытности. Связи народов края между собой и с соседними народами лишний раз свидетельствуют о том, что общества Кавказа в своем историческом развитии не стояли на месте, а беспрерывно развивались, что в крае еще в древности возникли объективные условия для поддержания связей в регионе, которые втягивали народы в контакты со странами передней Азии и юга Европы. Как известно, степень развития обмена является одним из важнейших показателей высоты экономического развития общества.
Возникновение Урарту, Колхиды, Армянского, Картлийского и Албанского государств — важный период в истории народов Кавказа. Насыщенным различными событиями является также период начиная с раннего средневековья по XV век, когда на территории Кавказа возникло множество различных мелких владений и крупных государств, происходили переселения народов, распространение мировых религий, завоеватели совершали беспрерывные нашествия.
Хорошо известны замечательные традиции их единения в борьбе с многочисленными завоевателями. Восприятие Кавказа внешней силой в виде единого целого заставляло страны края также едино противостоять внешнему миру. Народы Кавказа отстаивали свою независимость в борьбе против римлян, сасанидов, арабов, турок-сельджуков, татаро-монгол, сефевидов, турецких султанов и иранских шахов, колониального гнета царизма. Каждая эпоха или период характеризуется ведущей тенденцией развития отдельных владений, стран и народов либо их группы, если речь идет о национальной либо региональной истории.
На протяжении XVI- XIX вв. степень влияния и политика Персии, Турции и России в крае менялись, соответственно менялась и ориентация правителей Кавказа. Перегруппировка сил среди правящей верхушки Закавказья и Северного Кавказа, борьба Персии и Турции из-за влияния на Кавказе, особенно утверждение персидского владычества на большей части территории Закавказья (в нач. XVII в.), а также вмешательство России во внутренние дела государств и владений Кавказа — все это привело к изменению взаимоотношений народов края. Результатом вмешательства иранских шахов и турецких султанов во внутренние дела феодальных правителей Закавказья и Северного Кавказа явились набеги, которые совершали отдельные владетели друг на друга из-за влияния на пограничные земли и с целью наживы. Трудовые народные массы сурово осуждали феодальные набеги, о чем свидетельствуют исторические источники, фольклорные материалы, нормы права.
Благоприятным фактором, способствовавшим развитию взаимоотношений народов Кавказа, явилось принятие местными правителями русского подданства. Эти отношения развивались на почве растущего сближения России с народами Кавказа. Большую роль в развитии связей народов Кавказа с Россией сыграл Восточный (Каспийский) поход Петра I. Связи народов Кавказа крепли, развивались и в борьбе с ирано-турецкими завоевателями, особенно в борьбе с полчищами Надир-шаха. Во второй половине XVIII- начале XIX вв. влияние России на Кавказе усилилось, результатом чего явилось поэтапное присоединение владений обществ края к России. В 1801 г. произошло присоединение Грузии к России, в 1813г. — Дагестана, в 1828 г. – ханств Восточного Закавказья и т.д.
Однако присоединение к России не привело и не могло привести к освобождению трудящихся масс Кавказа от эксплуатации. Наоборот, присоединенные народы оказались под двойным гнетом. Наряду с местными правителями, поддерживаемыми царизмом, трудовые массы эксплуатировали представители царской власти. Все это вызвало протест различных слоев населения края. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа 20-50-х гг. ХIХ в. воодушевляло различные слои населения Закавказья и Северного Кавказа на борьбу против царизма и местных властей.
Ставшие объектом колониальной экспансии, народы Кавказа поднялись на национально-освободительную борьбу против царского самодержавия. М.Н. Покровский отмечал, что крайнее угнетение и разорение горцев «сплотили воедино разноязычные племена Кавказского хребта». По словам военного министра Чернышева, «общим восстанием были охвачены горские народы от Черного моря до берегов Каспийского».
Во второй половине XIX в. с окончательным присоединением к России и вовлечением Кавказа в русло капиталистического развития произошли изменения и во взаимоотношениях народов края. Значительную роль в развитии взаимоотношений народов Кавказа играло отходничество, которое благодаря различным социально-экономическим факторам, а также глубоким традициям его в крае в рассматриваемый период приняло широкий размах.
Значительным событием, повлиявшим на развитие взаимоотношений народов Кавказа, была прокладка в 90-х г. XIX в. железных дорог в крае. В 1891 г. было начато сооружение Беслан-Петровской железной ветки. Официально она была открыта 1 января 1894 г. Петровско-Дербентская — 1 января 1900 г. и Дербентско-Бакинская — 1 апреля 1900 г. Эта железная дорога соединила Дагестан, с одной стороны, с центром России, а с другой — с крупными промышленными центрами Кавказа — Баку, Тифлисом и др.
Важнейшим последствием капиталистического развития края было появление многонационального промышленного пролетариата, состоявшего из русских, грузин, азербайджанцев, армян, дагестанских горцев, осетин, ингушей, чеченцев и др. Города Тифлис, Баку, Грозный, Владикавказ, Порт-Петровск и другие стали многонациональными.
С победой Октябрьской революции во взаимоотношениях народов Кавказа наступил новый этап. Во главе с русским пролетариатом за освобождение угнетенных национальностей в едином строю боролись все народы бывшей Российской империи, в том числе народы Кавказа. Боевое содружество народов края постепенно переросло в тесное экономическое и культурное содружество, в дружбу.
В наше время геополитические перемены на Кавказе связаны с распадом СССР и образованием новых независимых государств — Азербайджана, Грузии, Армении. Межнациональные распри, территориальные притязания, сепаратистские устремления в кавказском регионе проявились необычайно остро. Истинный друг кавказских народов великий ученый Ю.А. Жданов писал: «Концентрацией сегодняшних проблем страны стал Юг России, любимый мой Кавказ, и без решения этих многоплановых проблем нам очень сложно будет сохранить и удержать единство и целостность России и мир на Кавказе. Весь наш Юг, Кавказ, с самых отдаленных эпох и до нынешних дней признавались лучшими умами человечества одним из главных центров зарождения и формирования мировой цивилизации. Процессы, происходящие здесь, всегда оказывали свое, порой решающее влияние на все ближние, а нередко и дальние регионы».
Эти слова выдающегося мыслителя как никогда актуальны и сегодня.
Статьи из «Общество»
Мы помним!

«У кошки четыре ноги…»

Будет бульба как у Батьки

Победе посвящается

Орден «Победа»

Последний ужин под Сталинградом
